Google минус

Google минус
gooplu.jpg
04.07.2011
Источник: Газета.Ru
Google представил ограниченной аудитории очередной социальный сервис под названием Google Plus. До этого все попытки Google социализировать миллиардную аудиторию были неудачными: проект Google Wave оказался скорее технологией, нежели продуктом. Buzz, чем-то напоминающий Twitter, так и не прижился даже среди продвинутой публики. Социальная сеть Orkut, имевшая большую испаноязычную аудиторию, не выдержала конкуренции с Facebook. И вот теперь Plus. Достойная попытка прорваться на этот сложный рынок и заново всех передружить.

История началась с презентации Пола Адамса, одного из сотрудников Google. Пол нарисовал 179 слайдов про то, как устроены наши с вами отношения в реальной жизни. И про то, как эти реальные отношения не похожи на то, что происходит в сети. Так в Google Plus появилась идеология «кругов» – групп людей, отсортированных по типу социальных взаимоотношений.

Нынешние социальные сервисы в большинстве своих проявлений никак не отражают действительную картину мира.
Разногласий между оффлайном и онлайном много, большинство из них – последствия технического прогресса. Чтобы не быть голословным, начну перечислять. Итак, есть число Данбара – количество социальных связей, которые может поддерживать человек. Считается, что мы способны удержать в голове 150 человек и поддерживать с ними какой-то контакт. Все, что больше, – не считается. Однако в цифровом мире список контактов может быть практически любой длины. Сколько у вас друзей в Facebook? Больше 300? Вы половину из них не знаете. ОК. Знаете. Но не общались сто лет и вспоминаете с трудом.

Или взять контекст. В «реальной» жизни наше поведение обусловлено обстоятельствами, в которых мы находимся. Дома я в трениках и ругаюсь матом, на работе – в костюме и с чистейшим русским языком. Перед экраном, на котором сейчас Facebook или Twitter, – вне контекста. То есть контекст любой – дом, работа, улица – благодаря распространению мобильных телефонов, ситуация может быть разной. И сказать хочется все. Но кто адресат сказанного? В случае оффлайна – все понятно. Но как быть в интернете?

То же самое касается и приватности, о которой так заботятся все создатели социальных сервисов.

В жизни достаточно взгляда на окружающее пространство, чтобы оценить, куда, собственно, уйдет транслируемая информация. В сети – не очень понятно.
Даже если все настроено как положено. И, по идее, те самые «круги» должны были решить эту задачу, но так, увы, и не решили.

На практике все, что к моменту выхода сервиса придумал Google, – другая реализация функционала Facebook. Никаких инновационных решений предложено не было. Наоборот, благодаря идеологическим недочетам первые пользователи получили возможность рассылать большое количество приглашений, что в дни запуска никак не способствует нормальному развитию социальных отношений.

Список ошибок, недоработок, недочетов наверняка будет опубликован позже. Возможно, в ближайшем будущем некоторые из них поправят. Однако вряд ли это поможет, и, скорее всего, Google Plus пополнит копилку неудачных попыток свалить Facebook.

На сегодняшний день битва на поле социальных сервисов приносит больше опыта, развлечений для первооткрывателей и поводов написать об этом текст. С реальным практическим применением дела обстоят плохо. И главное, дальше будет еще хуже.

Уже сейчас стабильное ядро аудитории есть в нескольких сервисах, где подобает существовать продвинутой молодежи: это Facebook, Twitter, Instagramm – практически как Twitter, только про фотографии. Это Foursquare – геолокационная сеть. На практике это выглядит как четыре разных приложения с четырьмя разными социальными кругами, которые, возможно, пересекаются, и с разными подходами по созданию контента.

Пользоваться всем этим одновременно – невозможно. Выбрать что-то одно – тоже сложно: и там, и там есть аудитория. А тут еще Google Plus. Пятая закладка в браузере? Пятое приложение на смартфоне? Увольте.
Победит в этой войне тот, кто решит главную проблему: как приблизить технологический процесс социального взаимодействия к его аналогу в реальной жизни. Пока этот вопрос не решен – волноваться нечего. Впрочем, это не повод останавливаться – Facebook не сможет жить вечно.




Материалы по теме: