Провинциальная революция FM-вещания: Свердловскую область захватывают «короткие волны»

Провинциальная революция FM-вещания: Свердловскую область захватывают «короткие волны»
images (2).jpg
10.11.2011
Источник: JustMedia
В Свердловской области развиваются провинциальные FM-радиостанции. Еще два-три года назад в большинстве населенных пунктов можно было «поймать» только «Радио России». Сейчас собственное вещание на коротких волнах есть практически в любом городе области, а в некоторых местные радиостанции устраивают настоящие конкурентные гонки.

Как грибы после дождя

По данным областного Роскомнадзора, в Свердловской области сейчас действуют около десятка зарегистрированных радиостанций. География их размещения — это ближайшие к Екатеринбургу города (Ревда, Первоуральск, Пышма), Нижний Тагил, а также Реж, Алапаевск, Тавда, Камышлов, Новоуральск. Самые активные — это радиостанция «Майама» (Первоуральск и Ревда), BOOM BOX (Новоуральск), «Реал ФМ» (Камышлов), «Плюс ФМ» (Талица), «Квант» (Верхняя Салда), Volna FM (Талица, Сухой Лог, Алапаевск).

«На самом деле, радиостанций больше. Просто многие из них еще не зарегистрированы как СМИ»,— отмечают в Роскомнадзоре.

«Действительно, FM-радиостанций сейчас очень много. Только в соседнем с нами Первоуральске их сейчас действует целых восемь. И все местные — можно конкурировать по количеству с Екатеринбургом. То же самое происходит и в  других городах»,— рассказывает JustMedia директор ревдинской радиостанции «Майама» Александр Троценко.

Первый опыт — не комом

Ревдинское радио «Майама» — одна из самых успешных радиостанций в Ревде и Первоуральске. Работу радиостанция начала в Ревде одной из первых. «Радио появилось сначала как идея. Сможет ли оно себя окупать, приносить деньги, тогда точно еще мы сказать не могли. Мы нашли инвестора, которого вдохновила идея сделать в нашем городе свою волну, для своих слушателей. Так и начали работу»,— вспоминает Александр Троценко. Старт, правда, оказался довольно сложным. Только на процесс регистрации СМИ ушло около двух лет. Это стандартная процедура, говорит руководитель радиостанции.

Репертуар

Чтобы начать окупать себя, «Майаме» понадобился довольно продолжительный период. Теперь хватает денег на то, чтобы содержать собственный штат сотрудников. «Майама» полностью формирует собственную сетку вещания. С утра — шоу от ведущих, затем — музыка и интерактив с горожанами, вечером — специальные проекты с ди-джеями и музыкантами. «Мы приглашаем отыграть в эфире даже екатеринбуржцев»,— отмечает Александр Троценко.

Радиостанция Volna FM, вещающая на Талицу, Сухой Лог и Алапаевск, напротив, придерживается правила «минимум ведущих — максимум музыки». «Во-первых, это менее затратно, во-вторых, людям нравится музыка, а не болтовня. По крайней мере, наши слушатели это ценят. У нас выходит в три раза больше песен, чем на федеральных радиостанциях. Поэтому мы можем транслировать то, что федеральные радийщики просто не успевают. Поэтому через Интернет нас слушают даже в других регионах»,— рассказывает директор радиостанции Максим Вольных.

По его словам, репертуар радио составляют танцевальные и клубные хиты, от самых современных до ретро 1980-х. «Шансон в области уже не котируется. В Алапаевске, когда мы там начали вещание, была радиостанция «Милицейская волна». Там как раз была направленность в сторону шансона. Однако нас стали слушать больше, и «Милицейскую волну» сменили на «Русское радио»,— рассказывает Максим Вольных.

Интересно, что откликов от слушателей в провинции поступает намного больше, чем от пресытившихся развлечениями екатеринбуржцев. Сотрудники радиостанций получают от поклонников торты с фирменными логотипами, плакаты, благодарные сообщения на форумах и принимают активное участие в интерактивных акциях.

Рекламодатели

Рекламодателей местным радиостанциям хватает. Однако, признает Александр Троценко, в последнее время приходится демпинговать — слишком много конкурентов появилось в Первоуральске и Ревде. Размещение рекламного ролика на «Майаме» стоит 300 рублей днем и 100 — ночью. (К слову, на екатеринбургских FM-волнах эти тарифы выше как минимум в два-три раза).

«Думаем, что повышать доходы будем с помощью расширения зоны вещания. Мы не стремимся стать столичной радиостанцией. У нас ди-джеи — это люди с завода. И программы рассчитаны на своих слушателей, с которыми можно говорить на одном языке. Поэтому уходить мы будем в промышленные центры»,— говорит Александр Троценко.

У Volna FM проблем с конкуренцией пока нет. «Реклама идет хорошо. На местных рекламодателей мы не рассчитываем. Чаще всего к нам обращаются сетевики. Сейчас ведь область активно осваивают всевозможные магазины, супермаркеты, салоны сотовой связи. Им нужна реклама в местных СМИ. А тут — мы,— комментирует ситуацию директор Volna FM Максим Вольных.— В этом месяце планируем открыть еще две точки вещания, в Реже и Асбесте. А потом планируем открыть студию и в Екатеринбурге. Мы сейчас, без преувеличения, самая крупная местная радиостанция в области по охвату вещания. А когда начнем трансляцию и в областном центре — официально станем первой региональной радиостанцией».

Перспективы

Владельцы радиостанций говорят, что уже в самом ближайшем времени территория области будет поделена на зоны вещания, как пирог на куски. «Белых пятен» на карте осталось совсем немного. Уже сейчас можно говорить о появлении региональных медиа-магнатов, которые могут конкурировать даже с владельцами екатеринбургских медиа-холдингов.

По мнению Максима Вольных, процесс формирования радиостанций, тем не менее, скоро закончится. Во-первых, это дорогостоящий и долгий процесс. С учетом присутствия сильных конкурентов, развивать новые СМИ с нуля — невыгодно. Во-вторых, большинство СМИ уходят на интернет-площадки, и, возможно, интерес к FM-вещанию в области снизится.




Материалы по теме: