Оптимизация - залог эффективной работы

Оптимизация - залог эффективной работы
16.01.2016

Возможно, немногие в Первоуральске знают, что городским округом из года в год управляет все меньше и меньше чиновников. Планомерная оптимизация началась в 2013 году, с приходом к власти новой команды под руководством главы администрации  Алексея Дронова.  Что это – приказ свыше или требование времени – «Вечерке»  рассказал  председатель комитета по правовой работе и муниципальной службе администрации городского округа Первоуральск Дмитрий Крючков.

Чиновников стало на четверть меньше

- Дмитрий Михайлович, когда именно начался процесс оптимизации управленческой структуры администрации городского округа Первоуральск, какие цели преследовались, какие результаты достигнуты?

- Процесс оптимизации управленческой структуры и штатной численности администрации начался с конца 2013 года, с приходом новой управленческой команды. Основной целью оптимизации было повышение качества управления в широком понимании этого слова и муниципального управления в частности. Для достижения этой цели перед нами были поставлены определенные задачи: автоматизация всех стадий управленческого процесса – от планирования до контроля исполнения, повышение доступности муниципальных услуг для граждан и внедрение в управленческий процесс новых технологий. Результат достигнут значительный. В октябре 2013 года в администрации городского округа Первоуральск работало 97 человек, с 1 января 2016 года, после того, как в 2015 году была произведена очередная оптимизация штата на 10%, в администрации работает 74 человека. То есть за два года нам удалось сократить 23 человека – это почти 25%, причем без потери эффективности.

- Перемены начались «по команде сверху» - приказу федеральных, областных властей, или это было требование времени и инициатива новой команды, пришедшей к власти в ноябре 2013 года?

- Думаю, что здесь роль сыграли два фактора. Во-первых, желание и новый, современный, подход к работе нового руководителя, который структуру администрации, численный и персональный состав работников видел по-своему. Был запущен механизм оптимизации штата, инициативу поддержала Первоуральская городская дума, было внесено несколько изменений в структуру администрации. И этот процесс, наверное, никогда не закончится, потому что управленческая структура – вещь динамическая, она постоянно меняется. Второй фактор – требования самой жизни. Сегодня без автоматизации управленческого процесса нет современного эффективного управления.

Автоматизируем все, что нужно

- Не получится ли так, что, добиваясь минимализации численности чиновников, администрация утратит ряд функций и станет менее «поворотливой», а чиновники, в силу их малочисленности, станут абсолютно недоступны для простых горожан?

- Абсолютной недоступности чиновников мы, естественно, не допустим. Мы стремимся минимизировать саму необходимость этого доступа, сократить время общения гражданина и чиновника. Это снижает и возможные коррупционные риски, и сроки принятия решений. В конце концов, зачем в век высоких технологий человеку в определенные дни и часы идти на прием к чиновнику, возможно, ждать в очереди, если ряд вопросов можно решить, скажем так, виртуально или с помощью иных механизмов взаимодействия?

- Понятно, что мы шагаем из прошлого в будущее и «секретаршу заменяет кофемашина». Каковы основные инструменты современной управленческой модели по-первоуральски?

- В первую очередь, это сеть многофункциональных центров, куда каждый гражданин может обратиться и через определенный срок получить необходимую ему услугу или документ. Это и современный удобный официальный сайт администрации, который вот-вот начнет работать, со многими сервисами, которыми сможет воспользоваться каждый желающий. Это и приемная граждан по личным вопросам, где прием населения ведет Нина Михайловна Пешина - она, в том числе, занимается организацией помощи первоуральцам при использовании электронных сервисов по обращению во властные структуры всех уровней, различные "горячие линии", например, по проблемам ЖКХ, электронная почта и т.д. То есть мы сводим необходимость личного общения гражданина и чиновника к минимуму.

- В случае электронных обращений: на какой конкретно адрес их следует отправлять, и существует ли какая-то форма этих обращений?

- Форма свободная, электронный адрес: prvadm@prvadm.ru. Это общий адрес, и по закону «Об обращениях граждан» все электронные обращения граждан имеют одинаковую юридическую силу и сроки рассмотрения с письменными. Они поступают на исполнение чиновникам и отрабатываются точно так же, как и те, которые поступают в администрацию на бумажном носителе. Поэтому бояться электронных обращений не нужно, ими надо активно пользоваться.

- Технический вопрос: каким образом фиксируется поступление обращений граждан в электронном виде, например, дата поступления обращения?

- Это сделать даже проще, чем бумагу зарегистрировать, потому что на регистрацию бумажного обращения по закону чиновнику дается три дня, и гражданин не знает, когда оно конкретно поступило в работу, да и дошло ли до администрации вообще, если отправлено обычной почтой. А электронное письмо в почте у каждого отображается: какого числа оно отправлено, какого поступило, и администрация или чиновник уже не может, например, сказать, что письма не получала – подтверждение отправки легко распечатать и предъявить либо надзорным органам, либо в суд.

Стимул для эффективной работы

- Любая оптимизация штата предполагает увольнение сотрудников. Насколько при этом соблюдаются требования ТК РФ?

- Увольняются чиновники либо по собственному желанию – по личным причинам, либо по соглашению сторон, с выплатой до трехкратного среднего заработка. Все они в дальнейшем трудоустраиваются, никто без работы не ходит, поскольку у них за плечами востребованный на рынке труда опыт работы в административной сфере. Судебных процессов или судебных решений не в нашу пользу в этом плане сейчас нет. С точки зрения человеческих взаимоотношений – сложно комментировать, возможно, кто-то и затаил обиду. По своему опыту скажу: я в администрации работаю восемь лет, и когда я пришел, вообще ничего не менялось, годами. Одни и те же люди сидели или работали – я уж не знаю – на одних и тех же местах и ждали свою пенсию. Стимула для эффективной работы не было, потому что никто никогда никого не увольнял, у всех и всегда была одинаковая премия, зарплата – стимулирования не было. Сейчас у нас идет активная ротация кадров: в 2014 году сменился 41 человек - ротация 40%, в 2015 году – 27, премия перестала быть обязательной выплатой, как, в принципе, и положено по Трудовому Кодексу, поэтому люди держатся за места, работают, показывают свою эффективность.

- Ведет ли сокращение числа чиновников к сокращению расходов на содержание управленческого аппарата?

- Сокращение позволяет не увеличивать фонд оплаты труда и, соответственно, расходы на содержание управленческого аппарата, но при этом повысить зарплату оставшимся работникам. Функций органов местного самоуправления меньше не становится, они перераспределяются между чиновниками. Получаешь увеличенную нагрузку – получаешь дополнительную заработную плату. И это тоже ведет к повышению эффективности работы.
В целом же наша цель при проведении оптимизации не сокращение числа сотрудников, а внедрение современных методов управления, повышение уровня ответственности и отдачи в работе.

Дмитрий Крючков, председатель комитета по правовой работе и муниципальной службе администрации городского округа Первоуральск:

«По своему опыту скажу: я в администрации работаю восемь лет, и когда я пришел вообще ничего не менялось, годами. Одни и те же люди сидели или работали – я уж не знаю – на одних и тех же местах и ждали свою пенсию. Стимула для эффективной работы не было, потому что никто никогда никого не увольнял, у всех и всегда была одинаковая премия, зарплата».