Атавизм муниципальной власти, или зачем Первоуральску нужен сити-менеджерВ то время как во всей стране институт сити-менеджерства признается неудавшимся экспериментом, в Первоуральске развернулась кампания по его внедрению. Гордума отчаянно пытается «протащить» сомнительный законопроект, невзирая ни на печальный опыт других муниципалитетов, в том числе и Екатеринбурга, ни на мнение горожан, уже высказавших свой протест Губернатору и Президенту. По словам наблюдателей, такое упорство можно объяснить только двумя причинами: либо желанием сместить нынешнего мэра, либо элементарной непрофессиональностью народных избранников.
В настоящее время Первоуральск – один из крупных городов Свердловской области – находится на грани социально-политического кризиса. Инициатива внедрить в систему местного самоуправления двуглавый принцип вызвала неоднозначную реакцию, как в политических и бизнес-кругах, так и среди населения. Одной из главных причин общественного протеста стали опасения потерять стабильность, установившуюся в городе за два года работы нынешнего мэра Юрия Переверзева. По словам сотрудников администрации, городская исполнительная власть только отладила механизмы эффективного управления. Согласно особенностям бюджетного процесса и муниципальной службы, положительные результаты этой работы должны проявиться в ближайшие два года. В случае если Гордума примет поправки в Устав Первоуральска, касающиеся введения института сити-менеджера, весь процесс придется отлаживать заново, что серьезно затормозит развитие города. – Только слепой или бессовестный может сказать, что в Первоуральске сегодня ничего не делается, – выразила свою точку зрения в беседе с корреспондентом «МК-Урал» экс-спикер первоуральской Думы, ныне советник главы Марина Соколова. – Например, в 2012 году было отремонтировано столько тротуаров и дорог, сколько не было отремонтировано за 7 последних лет. Кроме того, в прошлом году Первоуральск занял второе место в области по количеству созданных мест в детских садах. И эта работа администрации была отмечена региональными министрами образования и строительства. Среди последних достижений администрации также стоит упомянуть тот факт, что Первоуральск первый в области город, который создал экспертно-технический совет при главе города в рамках реализации пилотного федерального проекта «Открытое правительство». В совет вошли не только руководители крупных промышленных предприятий, но и представители малого и среднего бизнеса. На предложение мэрии откликнулись почти все первоуральские предприниматели, что позволило выстроить конструктивный диалог власти и бизнес-сообщества. Говоря о принципах работы в системе исполнительной муниципальной власти, Марина Соколова отметила, что при соблюдении всех законодательных норм на исполнение той или иной задачи требуется как минимум два года. – Юрий Олегович пришел во власть из бизнеса. 2 года назад он говорил, что муниципальное управление – это то же самое: главное, чтобы предприятие развивалось. Но сегодня он прекрасно понимает, что в муниципальном государственном управлении решать проблему по взмаху палочки невозможно. Бизнес и работа в исполнительной власти – это две разные вещи, потому что основная цель бизнеса – это извлечение прибыли, а государственного и муниципального управления – это прежде всего оказание услуг. И какие бы кандидаты на пост сити-менеджера сегодня ни выдвигались, на подготовку эффективной работы у любого уйдет минимум 2 года, – заявила советник главы. Об эффективности работы Юрия Переверзева и его команды говорят не только в мэрии, но и сами горожане. О своем нежелании расставаться с избранным главой жители заявляли уже не раз, как на митинге в поддержку мэра, так и на публичных слушаниях, посвященных обсуждению поправок в Устав. – Мы не хотим, чтобы городом управлял сити-менеджер, преследующий корпоративные интересы. Мы хотим, чтобы в городе продолжали строиться детские сады, дороги. Но, к сожалению, у нас есть дурацкий обычай: когда появляется толковый человек и начинает что-то делать, вникать в ситуацию, ему пытаются бить по рукам, – выразил свое мнение руководитель общественной организации «Первоуральцы» Виталий Листраткин. Точка зрения общественника совпадает с мнением большинства горожан. В этом может убедиться каждый желающий, посетив хотя бы одну встречу Переверзева с рабочими коллективами крупных предприятий и бюджетных учреждений. Вот что рассказал «МК-Урал» депутат Гордумы Юрий Жильцов, присутствовавший на одной из таких встреч мэра с рабочими ЗАО «Русский хром 1915». – Перед заводчанами мэр отчитывался о проделанной работе в 2012 году. После чего люди задавали ему разные вопросы. И Юрий Олегович отвечал на все без исключения. По итогам встречи сотрудникам предложили оценить работу главы за истекший год. И все, кроме одного, поставили «удовлетворительно». На мой вопрос, почему «неуд», единственно недовольный заводчанин ответил: «Потому что меня лишили прав», – рассказал нам Юрий Жильцов. Таким образом, в городе уверены, что конфликт между мэром и общественностью, о котором сейчас говорят многие свердловские СМИ, по большей части надуманный. Во всяком случае, никакого противодействия Юрию Переверзеву со стороны населения нет, о чем говорят результаты вышеупомянутых встреч. Известно, что интрига с введением поста сити-менеджера начала закручиваться после ЖКХ-скандала, связанного с заявлениями заместителя генпрокурора в УрФО Юрия Пономарева и областного прокурора Сергея Охлопкова о возможной отставке Юрия Переверзева. Скандал был действительно громкий, однако в ходе последовавших разбирательств точки над i были расставлены. Тем временем, не желая вдаваться в подробности, оппозиционные главе политические силы решили по максимуму использовать острую ситуацию в своих интересах. «МК-Урал» решил более подробно разобраться в коммунально-прокурорском конфликте, обратившись к заместителю главы администрации по ЖКХ Сергею Гайдукову. По его словам, в течение весны–лета 2012 года мэрия совместно с Жилинспекцией проводила активную работу по подготовке к отопительному сезону, в ходе которой шло тесное взаимодействие с управляющими компаниями. – Больше всего нас интересовало, укладываются ли управляющие компании в даты, оговоренные в плане подготовительных работ. Если мы видели угрозу срыва, то начинали, что называется, бить во все колокола. По результатам работы комиссии каждый день отправлялись обращения в прокуратуру и Роспотребнадзор. В особо сложных случаях мы, пользуясь правом, оговоренным в Жилищном Кодексе, инициировали собрания собственников, на которых предлагали сменить компанию, – обрисовал ситуацию Гайдуков. При этом вице-мэр подчеркнул, что все заявления администрации в местную прокуратуру, подкрепленные объяснительными записками и копиями документов, были оставлены без внимания под предлогом отсутствия состава преступления. А в результате масштабной проверки, инициированной после приезда в Первоуральск Генпрокурора РФ Юрия Чайки, все эти прецеденты были выявлены вновь. Нужно отметить, что в настоящее время по многим фактам нарушений со стороны УК ведутся уголовные разбирательства, в том числе в отношении ООО «Урал-агрострой». В отношении таких одиозных компаний, как ООО «Наш город», ООО «Городская управляющая компания», ООО «Первоуральская жилищная компания», проводится доследственная проверка. В свою очередь после многочисленных проверок в администрации Первоуральска и надзорным органам, и областным властям стало понятно, что чиновники все-таки не бездействовали в отношении коммунальных нарушителей, пытаясь максимально воздействовать на ситуацию при помощи своих ресурсов. Об этом, в частности, говорят итоги встречи Юрия Переверзева с главой администрации губернатора Яковом Силиным, на которой обсуждались текущие дела городского округа и которая прошла в конструктивном ключе. А Губернатор Евгений Куйвашев опроверг на итоговой пресс-конференции 2012 года разговоры о скорой отставке первоуральского мэра. Более того, в адрес главы Первоуральска последовало Благодарственное письмо Губернатора за работу в 2012 году. Тем не менее, несмотря на благополучный исход конфликта, заинтересованные в дестабилизации политгруппировки продолжают активно муссировать разговоры о возможной отставке мэра, о его неэффективности и т.д. Именно эти тезисы, граничащие с домыслами, и легли в основу инициативы о введении поста сити-менеджера, который, по их мнению, и должен вплотную заняться коммунальным хозяйством. Между тем эксперты отмечают, что на практике двуглавая система, как правило, не является панацеей в решении насущных проблем городского хозяйства. А надежды на мэра-хозяйственника оборачиваются подковерными интригами, политической раздробленностью, что только тормозит развитие муниципалитета. Ярким примером тому является Заречный, где уже бывший сити-менеджер Дмитрий Погорелов вместо ремонта дорог и инженерных сетей боролся за увеличение своего политического влияния в городе. В результате чего бюджет «атомного» муниципалитета существенно сократился, и в 2013–2014 годах Заречный «выпал» из многих социально важных программ. Двуглавие ни на йоту не изменило кризисную ситуацию в Кушве, где сити-менеджер Александр Трегубов продолжает гнуть линию своего отца по развалу промышленности города. Помимо Верхнего Тагила, Артемовского в список отказавшихся от эксперимента муниципалитетов вошел и Екатеринбург, жители которого смогут избрать мэра осенью этого года. Об одной из причин нежизнеспособности двуглавой системы в муниципальной власти рассказала советник главы Марина Соколова, выступающая против ее введения в Первоуральске. – Свое мнение я высказала еще тогда, когда была председателем Гордумы. Дело в том, что ее неэффективность объясняется отсутствием четко прописанных норм в законодательстве. К сожалению ФЗ-131 не формулирует разграничение функций главы Думы и сити-менеджера – ни представительских, ни исполнительных, ни распорядительных. Например, отчет о социально-экономическом развитии муниципалитета представляет глава Думы, а исполняет сити-менеджер, – отметила г-жа Соколова. Последствия этой неразберихи уже почувствовали на себе сотни российских городов. В настоящее время отказ от поста сити-менеджера является для России скорее правилом, нежели исключением. Тем более что высшее руководство взяло курс на возвращение к прямым выборам представителей исполнительной власти. Что еще больше позволяет усомниться в адекватности действий первоуральских депутатов-единороссов, продвигающих поправки в городской Устав. Если спикер и глава городской ячейки «Единой России» Николай Козлов осознанно лоббирует этот скандальный законопроект, то он должен понимать, что идет вразрез с партийными интересами, формулируемыми лидером. В случае если желание Гордумы дуализировать исполнительную власть не имеет политической подоплеки, а идет, что называется, от чистого сердца, то в пору поднимать вопрос о профпригодности таких законодателей. Тем более что критические замечания по данному поводу уже озвучиваются. – К сожалению, депутаты избираются не по профессиональным качествам, – говорит Марина Соколова. – Мне, как бывшему председателю Думы, больно констатировать полную безграмотность некоторых избранников этого созыва, их нежелание разбираться в особенностях законодательного процесса. Материалы по теме: |
|