ПНТЗ опять наложил кучу?

ПНТЗ опять наложил кучу?
22.04.2015

Депутаты городской думы Первоуральска попросили природоохранные органы проверить кучу щебня, которая выросла нынешней весной в поселке Билимбай. Они подозревают, что это - сталеплавильные шлаки четвертого класса опасности ОАО "Первоуральский новотрубный завод", которые вместо утилизации поставляются в муниципалитеты для дорожных работ.

Экологи рассказали обозревателю "Уралинформбюро", что попытки познакомиться с хранением и переработкой шлаков на принадлежащем арестованному олигарху Андрею Комарову ПНТЗ не увенчались успехом: предприятие словно пытается скрыть от общественности тот факт, что при пуске своего электросталеплавильного комплекса "Железный Озон 32" вопрос с утилизацией отходов не решило. При этом корпоративной философией Группы ЧТПЗ, куда входит первоуральский Новотрубный, является "белая металлургия". Еще три года назад местная общественность стала громогласно заявлять, что это не философия, а миф.

Глава Билимбайского территориального управления Александр Гильденмайстер сообщил "Уралинформбюро", что мелкий щебень администрация получает от ЗАО "ЭкоРус –Первоуральск" и использует его для заделки ям и выбоин на дорогах. Впервые металлургические шлаки для косметического ремонта применили в прошлом году. Жителей, утверждает глава управления, это устроило – да и других вариантов у поселка пока нет. Все необходимые сертификаты соответствия у поставщика шлаков имеются.

Между тем депутат Первоуральской гордумы Владимир Плюснин, возглавлявший до 2013 года городской Экологический фонд, отмечает, что размещенные в неположенном месте отходы уже создают риски для окружающей среды и населения. Кроме того, мелкодисперсная фракция пылит, попадает в легкие, а весной паводком смывается в водоемы – в том числе и питьевые. В настоящее время идет отбор проб и выясняется, что за куча появилась в Билимбае. Есть подозрение, что это - сталеплавильные шлаки ПНТЗ четвертого класса опасности. Для прояснения ситуации депутат направил ряд запросов в контролирующие органы.

В неформальном общении первоуральцы практически не сомневаются, что шлаки поставил Новотрубный завод: ЗАО "ЭкоРус-Первоуральск" было учреждено ПНТЗ в 2003 году, а в 2012-м ему перешла в собственность земля, на которой расположены здания и шламохранилище электросталеплавильного комплекса. Потому немаловажен вопрос: насколько опасно соседство с кучами шлака?

Директор Свердловского областного ГУ "Центр экологического мониторинга и контроля" Ольга Орлова с ответом на него затруднилась: "Я понимаю, когда горит свалка, а когда шлаками засыпают дороги… Наблюдения мы ведем, но оценку давать не можем. Читайте государственный экологический доклад – там есть и про источники загрязнения в Первоуральске".

В Государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2013 году" отмечается, что измерительный комплекс "СКАТ" на первоуральской улице Сакко и Ванцетти фиксировал превышение среднесуточной предельно допустимой концентрации мелкодисперсной пыли в 18,9% случаев, что соответствует повышенному уровню загрязнения атмосферного воздуха. Максимальная среднесуточная концентрация мелкодисперсной пыли превысила норматив в 3,7 раза.

Каков реальный вклад ПНТЗ в загрязнение атмосферного воздуха и воды, пока сказать сложно. Владимир Плюснин говорит, что в 2012 году он в рамках общественно-экологической инспекции пытался познакомиться с хранением и утилизацией шлаков сталеплавильного производства, но ему было отказано в отборе проб и предоставлении документации, по которой можно было бы судить о химической опасности шлаков. Экологам заявили, что шлаки перерабатываются и проверять тут нечего. Но занимается переработкой, как известно, "карманное" предприятие ПНТЗ, которое ради коммерческой выгоды экологией вполне может и пренебречь. Именно поэтому Плюснин и пытается выяснить, какие отходы поставил в Билимбай "ЭкоРус-Первоуральск".

Если окажется, что это сталеплавильные шлаки четвертого класса опасности, то возникает вопрос: зачем ими мостить дороги, когда есть более безопасные отходы пятого класса? Плюснин и ряд его коллег из Первоуральской  гордумы подозревают, что происходит это потому, что сталеплавильные шлаки просто некуда девать: возможно, при пуске ЭСПК технология переработки шлаков не была отработана, и вопрос с размещением отходов сегодня решается за счет здоровья горожан.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ





Материалы по теме: