Спасет ли первоуральские «управляшки» увеличение жилищного тарифа?

Спасет ли первоуральские «управляшки» увеличение жилищного тарифа?
06.03.2014

В конце февраля глава администрации города – Алексей Дронов в ходе своего выступления перед депутатами Думы затронул актуальную для первоуральского коммунального хозяйства тему – повышения тарифа на содержание жилфонда.

Дайте денег… И будет вам счастье

Позиция управляющих организаций города по этому вопросу проста, логична и понятна. Тариф не пересматривался на протяжении многих лет. В результате сегодня первоуральцы платят на содержание жилфонда примерно в два раза меньше, чем в среднем по области. Однако цены на месте не стоят и в современных условиях обслуживать дома за эти деньги невозможно. Представители различных управляющих компаний неоднократно заявляли о том, что получаемых от населения средств едва-едва хватает лишь на так называемое «аварийное обслуживание». Иными словами сегодня «управляшки» занимаются лишь латанием дыр, а в нашем холодном краю такое положение дел просто-напросто недопустимо.

Но данная проблема имеет и другой аспект. По сути дела управляющие компании сегодня живут именно за счет денег, которые население платит им за содержание жилфонда. И именно малое количество этих денег приводит ко многим пагубным явлениям первоуральской коммуналки последних лет. Именно поэтому многие «управляшки» так сказать «придерживали» на своих счетах средства за коммунальные услуги. Именно поэтому зачастую работники УК были вынуждены ждать своей законно заработанной зарплаты, что, совершенно закономерно привело к оттоку профессионалов из этой сферы…

А потому, все без исключения, руководители управляющих компаний в один голос заявляют о том, что повышение тарифа на содержание жилфонда – крайне необходимая мера.

По их словам после этого городские УК не только поправят свое финансовое положение и сумеют – повысив заработную плату – привлечь специалистов, но и перейдут от политики «латания дыр» к политике «развития».

Но произойдет ли это?

Сомнительно. И вот почему.

Первое. Существует правило, которое гласит, что привлечение дополнительных средств в ту или иную отрасль положительно сказывается на положении дел в ней. Но… к сожалению, на наше ЖКХ это правило не распространяется.

Вспомните хотя бы историю с введением 100-процентной оплаты коммунальных услуг. И представители власти, и коммунальщики говорили, что после этого нас ожидает неминуемое наступление «коммунального рая». И где этот «рай»? Почему он не наступил?

Потому что после этого ЖКХ столкнулось с такой проблемой как неплатежи со стороны населения. При этом попытки государства хоть как-то повлиять на ситуацию – введение компенсационных выплат, тем, кто реально не в состоянии оплачивать услуги ЖКХ и появлением возможности реструктуризации (на очень льготных, кстати, условиях) задолженности – к кардинальным переменам не привели.

Более того, дальнейший рост тарифов привел лишь к тому, что размер долга населения перед коммунальщиками постоянно растет. Думаю, что никто сильно не удивится, если увеличение тарифа на содержание жилфонда повлечет за собой те же самые последствия. А вероятнее всего это и произойдет. Люди просто откажутся платить. Ну не готовы они, ни психологически, ни финансово к этому.

Тем, кто сомневается, рекомендую вспомнить недавние события, связанные с введением платы за коммунальные услуги в местах общего пользования.

Второе. Отечественное ЖКХ постоянно сравнивают с бездонной бочкой, в которую сколько не клади, а  в ней не прибавится. Почему? Да потому что по непонятным причинам коммунальные организации не желают заниматься оптимизацией своей деятельности, прежде всего - снижением издержек производства. Управляющие компании работают по той же схеме, на том же оборудовании и теми же методами, что и 20-30 лет назад.

Более того, они с упорством маньяков категорически отказываются от проведения мероприятий, которые ГАРАНТИРОВАНО могут привести к снижению издержек производства, а в перспективе и привести к получению прибыли.

Достаточно вспомнить компанию по установке общедомовых приборов учета потребления коммунальных услуг. Городские и областные власти только не пинками пытались побудить «управляшки» начать этот процесс. Как первоклассникам объясняли им (буквально на палочках, яблоках и пальцах) для чего это необходимо и какие выгоды это принесет… тщетно.

Еще один пример – проведение капитальных ремонтов за счет федерального бюджета. Решила одна из наших управляющих компаний покрасить фасады нескольких домов на улице Чкалова. Привлекли специалистов – дешевых, с таким же дешевым оборудованием, выдали им опять-таки дешевые материалы и… перекрашивали несколько раз, себе в убыток.

Ну а про замену внутридомового оборудования, думаю, все всё прекрасно знают. Еще осенью всем управляющим компаниям четко объяснили, что необходимо проверить всю запорную арматуру и в случае необходимости заменить ее. Придет зима – начнутся аварии… Бесполезно. «Сэкономив» на покупке новой арматуры «управляшки» были вынуждены тратиться на ее ремонт (или приобретение) зимой и терять деньги на проведении перерасчетов населению за недопоставленные услуги.

Третье. Проблемы в городском коммунальном хозяйстве города копились годами. И накопилось их столько, что решить их, как говорится, одним махом - невозможно. Даже тех средств, которые предполагается привлечь в городское ЖКХ по результатам повышения тарифа будет явно недостаточно для того чтобы в обозримом будущем существенно улучшить положение дел.

Кроме того, не стоит забывать и о таком явлении как хищения (открытые и тайные) в нашем ЖКХ. Уголовные дела расследуются, возбуждаются новые…

Безнадега?

Нет. Шанс исправить существующее положение дел у нашего города все-таки имеется.

Тариф на содержание жилфонда все-таки повышать необходимо. Согласитесь, что нельзя купить корову, имея средства, которых хватит лишь на приобретение козы.

Но при этом необходимо создать условия для того чтобы деньги опять не угодили в пресловутую «бездонную бочку». Как этого добиться? А, вы знаете, судя по всему, в администрации города нашли способ.

Идея лицензирования управляющих компаний, в этом смысле кажется весьма и весьма перспективной. Вопрос лишь в том решаться ли городские власти увязать вопрос выдачи лицензий городским «управляшкам» с обязательством последних предоставить в их распоряжение конкретные программы развития жилфонда, ремонта внутридомового оборудования и наведения порядка на придомовой территории. И сумеют ли наладить контроль за неукоснительным соблюдением положений этих программ.





Материалы по теме: