Программа социально-экономического развития Первоуральска: акценты

Программа социально-экономического развития Первоуральска: акценты
23.05.2013

На последнем заседании Думы депутаты рассмотрели один из важных для городского округа стратегических вопросов – исполнение программы социально-экономического развития Первоуральска в 2012 году. Несмотря на то, что депутатам был представлен полный анализ выполнения целевых показателей программы, эта тема вызвала вопросы. Но в конечном итоге отчет по Программе, представленный отделом экономики Администрации города, был принят к сведению депутатами. И все же, некоторые вопросы остались, что называется за кадром. Мы попросили начальника отдела экономики Администрации города М. А. Баканину рассказать об итогах реализации программы социально-экономического развития в 2012 году и проанализировать, насколько эффективно и результативно она исполняется.

- Майя Александровна, что представляет собой программа социально-экономического развития Первоуральска?

- Это стратегический документ, принятый в 2011 году Первоуральской городской Думой и рассчитанный на три года, представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных для города задач: модернизация и реконструкция промышленного комплекса, развитие социальной сферы, потребительского рынка, улучшение экологической ситуации, градостроительство. Только в 2012 году Программой была предусмотрена реализация 77 инвестиционных проектов и мероприятий.

На реализацию мероприятий по развитию социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт)  за счет средств федерального, областного и местного бюджетов в 2012 году было направлено 212, 5 миллиона рублей или 111,9 процента от запланированного объема финансирования. Хочу обратить ваше внимание, что бюджетные средства были выделены в прошлом году  на ремонт Талицкого путепровода, на ремонт дорог и тротуаров, на развитие сети дошкольных учреждений,  на приобретение оборудования для школ и много другое на сумму более 300 миллионов рублей.

Как следствие есть положительные моменты: увеличение рождаемости и снижение смертности, повышение уровня заработной платы первоуральцев, увеличение товарооборота. Существенно пополнились медицинским оборудованием лечебно-профилактические учреждения города. На рынке труда наблюдается тенденция к снижению численности безработных. Развитие получил потребительский рынок. Бюджетные ассигнования были также выделены: на объекты социальной и коммунальной инфраструктуры, комплексное благоустройство, на переселение граждан из аварийного жилого фонда.

- Бюджетные средства являются основой реализации программы социально-экономического развития?

- Нет, средства предприятий. Основными участниками Программы являются такие крупные предприятия, как: ОАО «Первоуральский новотрубный завод», ЗАО «Русский Хром 1915», ЗАО «Горэлектросеть», ОАО «Уральский трубный завод». Вообще, доля промышленных предприятий в Программе составляет 91 процент, а доля бюджетного финансирования (федеральный, областной и местный бюджеты) – 9 процентов. Из общего объема финансирования Программы промышленными предприятиями 89 процентов приходится на ОАО «ПНТЗ».

В 2012 году  на реализацию инвестиционных проектов и мероприятий Программы было направлено 2 миллиарда 583 миллиона рублей или 19,1 процента от необходимого и запланированного объема финансирования.  Это практически в 2 раза меньше, чем в 2011 году, когда на Программу было направлено 5 миллиардов  758 миллионов рублей.

-  Почему такая разница?

-  Самые весомые  с точки зрения финансирования проекты, заявлены в программе промышленными предприятиями и направлены на  модернизацию и реконструкцию промышленного комплекса. Они реализуются за счет средств предприятий и многие из них не были подтверждены  финансово. Только реализация проектов ОАО «ПНТЗ» составила всего 29, 7 процента от плана. Например, предприятием было заявлено в Программе  строительство трубопрокатного цеха. На эти цели планировалось направить  6 миллиардов 207 миллионов рублей, а по факту израсходовано 166 миллионов рублей, то  есть 2,7 процента. Причина: реализация проекта приостановлена на стадии проектирования.

ОАО «Уральский трубный завод» планировал на этот год строительство листопрокатного комплекса – 5 миллиардов 548 миллионов рублей, по факту – ноль. Причина: инвестиционный проект находится в стадии разработки. Исполнение мероприятий, запланированных в Программе ЗАО «Горэлектросеть» составило  в 2012  году ноль процентов. Первоуральская ТЭЦ планировала реализовать мероприятия на 49 миллионов рублей, а по факту было профинансировано 9,5 миллиона рублей или 19,3 процента.

В то же время у ОАО «Первоуральское рудоуправление»  стопроцентное выполнение инвестиционных обязательств. ЗАО «Русский Хром» исполнил свои мероприятия на 130,1 процента  с учетом запланированных на 2012 год.

- Одним из основных направлений Программы является улучшение экологической ситуации на территории городского округа Первоуральск. Ответственными за реализацию данного раздела  являются ОАО «ПНТЗ» и  Первоуральское муниципальное бюджетное учреждение «Экологический фонд». Как здесь обстоят дела?

- За счет бюджетных средств по плану финансируются два мероприятия: строительство и содержание поста мониторинга атмосферы  выполнено на 109 процентов, разработка нормативов ПДВ не профинансирована по причине отсутствия финансов. Общее исполнение обязательств за счет средств местного бюджета (ПМБУ «Экологический фонд»)  -  66,7 процента.  

Основной объем мероприятий и финансовая «начинка» по этому разделу приходится на ОАО «ПНТЗ». Исполнение мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации за счет средств предприятия составило в 2012 году 53,7 процента от запланированного объема. Что за этими результатами стоит?

Если в 2011 году ОАО «ПНТЗ» направило на экологические мероприятия 301, 4 миллиона рублей, то в 2012 году – 162, 5 миллиона рублей, снижение на 46,4 процента. Не в полном объеме предприятием были профинансированы  следующие экологические мероприятия:  мониторинг загрязнения атмосферного воздуха – 28,6 процента, проект обустройства санитарно-защитной зоны - 18, 5 процента, модернизация замкнутого  оборотного водного цикла-  27, 8 процента.  Отсутствует  финансирование по следующим мероприятиям:  модернизация секционной печи в цехах, научно-исследовательская работа по обезоруживанию стоков от шестивалентного хрома, по разработке способов и переработке отходов производства,   проведение исследовательской работы по рынку  переработки отходов,  по рекультивации территорий золотоотвалов. Все это дало существенное снижение показателей по сравнению с 2011 годом.




Материалы по теме: