Реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» обсудили в эфире «Милицейской волны»

Реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» обсудили в эфире «Милицейской волны»
10.12.2019

В студии Роман Чупров, здравствуйте. На этой неделе у нас в гостях заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России полковник полиции Олег Евгеньевич Панарин. Олег Евгеньевич, здравствуйте.

ОП: Здравствуйте.

РЧ: Олег Евгеньевич, 2019 год подходит к завершению, и на протяжении 11 месяцев мы слышали из разных источников о национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Задачи проекта достаточно амбициозные. Давайте для начала поясним, как Госавтоинспекция участвует в его реализации? На сколько я понимаю, это происходит в рамках Федерального проекта «Безопасность дорожного движения».

ОП: Начну с национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Этот проект рассчитан на реализацию основных мероприятий в сфере дорожного хозяйства по безопасности дорожного движения. Действия нацелены на снижение смертности в дорожно-транспортных происшествиях и улучшения качества автомобильных дорог. Основой этого национального проекта ряд федеральных проектов, в том числе федеральный проект «Безопасность дорожного движения». Ответственность за это несёт Министерство внутренних дел Российской Федерации. В рамках его реализации разработаны региональные проекты безопасности дорожного движения в каждом субъекте Российской Федерации. Руководители объектов согласовали эти проекты с МВД России и заключили специальное соглашение по достижению региональных целевых показателей.

РЧ: Давайте немного коснёмся цифр. Какова в целом ситуация с безопасностью дорог в России? Каких изменений удалось добиться за 2019 год?

ОП: Хочу отметить, что снижение показателей аварийности происходит на протяжении десяти лет, и этот год не стал исключением. В первую очередь, мы видим сокращение числа погибших на 9% по отношению к прошлому году. Показатель, на наш взгляд, очень хороший, и так же мы отмечаем сокращение количества ДТП на 2.5%. На 3% сократилось количество раненых. Это статистика по десяти месяцам. Естественно, для того, чтобы достичь целевого показателя в 11,7 погибших на 100 тысяч населения, ещё надо потрудиться. Декабрь, в этом смысле, должен стать показательным месяцем.

РЧ: Всё-таки, какие нарушения сейчас чаще всего совершают водители?

ОП: Лучше сказать, о видах ДТП, которые являются более рисковыми. Это столкновения. Из них наибольшей тяжестью последствий характеризуются встречные столкновения. Наезды на пешеходов и опрокидывания, вместе со столкновениями, приносят основную массу погибших. Нарушения, которые способствуют этим авариям, это превышение установленной скорости движения.

РЧ: Есть какие-то предложения, как изменить ситуацию с авариями на «встречке»?

ОП: Что касается организации движения, мы предлагаем нашим коллегам дорожникам в ближайшее время провести некий мониторинг мест, где обгоны разрешены. Потому что это наибольшее количество участков, где происходят аварии с тяжелыми последствиями. Мы должны определить, на сколько эти участки по своей длине соответствуют возможностям автомобилей и водителей совершить безопасный обгон. В том случае, если эти участки не обеспечивают такую возможность, надо запрещать на них обгон. Это единственная оперативная мера, которая позволит нам удержать ситуацию в местах, где обгон разрешён. Что касается пешеходных переходов. Здесь есть различные способы. Лучший вариант — это разведение в разные уровни транспортного и пешеходного движения. Это надземные пешеходные пешеходы. Мы понимаем, что эти мероприятия дорогостоящие. У нас в стране более 200 тысяч пешеходных переходов, и завтра эту задачу невозможно осуществить. Прежде всего, мы предлагаем обратить внимание на многополосные дороги с пешеходными переходами. Здесь лучший вариант, когда они будут оснащены светофорным регулированием. Другие пешеходные переходы на двухполосных дорогах мы предлагаем совмещать с искусственными неровностями, для принудительного снижения скорости при проезде через них. Это тоже существенно снижает тяжесть последствий наездов на пешеходов. По опрокидываниям существуют несколько рецептов борьбы. В первую очередь, это обозначение края проезжей части, установка удерживающих ограждений, не дающих возможности в непредвиденной ситуации водителю съехать с дороги и опрокинуться, это разделение встречных потоков на кривых малого радиуса для определения точной категории движения и принудительного снижения скорости за счёт инженерных мероприятий.

РЧ: На сколько я понимаю, здесь важна ещё и поддержка региональных властей, как с ними происходит взаимодействие в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?

ОП: Конечно большую часть работы делают региональные власти, и в этом смысле мы очень надеемся на взаимодействие и понимание того, что не только полицейские методы приносят эффект в борьбе с летальностью в ДТП. Например, очень важно чтобы в регионах было организовано очень качественное и быстрое оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП. По нашим данным, 6% водителей погибают до приезда скорой помощи на место ДТП, 7% погибают в процессе доставки пострадавшего с места ДТП в госпиталь. В первые сутки так же есть существенные потери, это порядка 10% погибших. Это связано с качеством оказания медицинской помощи. Если региональным властям удастся решить эти проблемы, то мы с вами получим 20% снижение смертности в ДТП. Кроме того, очень важна направленная деятельность региональных и муниципальных властей на работу по профилактике детского транспортного травматизма. Это работа в дошкольных организациях и школах. Развитие отрядов Юных инспекторов движения. Сейчас им мы уделяем повышенное внимание. Создаем методологию, форменное обмундирование и единые возможности для проведения крупных слётов. Месяц назад прошёл первый в истории этого движения форум, на котором дети смогли пообщаться, высказать свою идеологию, своё отношение к теме безопасности движения. Аналогичные мероприятия мы ждём и от региональных властей. Поскольку работа педагога, с участием сотрудника ГИБДД, не может в данном случае ничем подменяться.

РЧ: Получается два ключевых момента, это медицинское обеспечение и образование детей в школах. Можем ли мы по итогам этого года создать некий рейтинг регионов, где дела с дорогами обстоят лучше, а где хуже?

ОП: Я бы не строил рейтинг по качеству дорог, это задача федерального проекта «Дорожная сеть» и Министерство транспорта, в этом смысле, лучше про него расскажет и оценит качество. А у нас есть информация по регионам, которые подвержены рискам повышенной смертности. Из 85 субъектов Российской федерации 35 являются рисковыми, где мы видим увеличение количества ДТП, погибших или раненых. В начале года было 7, а сейчас возросло до 10 субъектов, которые не достигнут целевых показателей по летальности в ДТП. Это несколько республик Северного Кавказа, ряд регионов Поволжья и Сибири. По всем этим регионам проведены тщательные анализы и на сегодняшний день разрабатываются планы, чтобы не допустить такого количества ДТП в 2020 году.

РЧ: А сейчас существуют какие-то принципиально новые решения по улучшения дорожной инфраструктуры? Может быть идут какие-то разработки совместно с экспертным сообществом?

ОП: Естественно. Инновации в дорожном строительстве внедряются. Они касаются и технических средств организации дорожного движения, дорожных знаков и дорожной разметки, барьерных ограждений и пешеходных ограждений. Очень много предложений, связанных с обустройством дорог и освещением. Сейчас на рынке представляются автономные конструкции с ветровыми и солнечными батареями. Важно внедрять новые приёмы для разделения встречных потоков, и в этой сфере появляются не только металлические ограждения, но и тросовые. Появляются композитные материалы, которые считаются облегчённой конструкцией. Они гораздо дешевле, чем металлические, но основная функция заключается в том, чтобы это ограждение было видно, оно контрастирует на фоне серого цвета дороги, и водитель правильно ориентируется в пространстве. Работа продолжается нашими коллегами дорожниками и по совершенствованию покрытия, и по повышению сцепных качеств колеса с дорогой. Я думаю, что эти инновации будут внедряться и в рамках федерального проекта «Дорожная сеть».

РЧ: Продолжая тему технологий. Недавно появилась информация, что у сотрудников Госавтоинспекции появятся приборы, которые позволяют оценить качество дорожного полотна. Также во многих регионах у автоинспекторов обновляется парк автомобилей. Давайте подробнее об этом поговорим, какие новинки поступили на вооружение?

ОП: Да, это является очень существенной частью федерального проекта «Безопасность дорожного движения», оснащение подразделений сотрудников Госавтоинспекции автомобильным транспортом, приборами для измерения эксплуатационных качеств автомобильных дорог или транспортных средств. Мы в этом году поставляем более 4,8 тысяч патрульных автомобилей во все субъекты Российской федерации. Большая часть автомобилей это «Skoda Octavia», и, по запросам наших коллег, 200 автомобилей «УАЗ Патриот». По средствам измерения эксплуатационного состояния автомобильных дорог, это рейки для измерения ровности, поперечных уклонов, приборы для изменения коэффициентов сцепления, приборы для измерения световозвращающих свойств дорожной разметки и дорожных знаков. С последними приборами, практики использования мы не имели. Но мы видим явную потребность в таких приборах. Наши дороги, даже размеченные, не отвечают по световозвращающим качествам и определенным требованиям. Это наблюдаем не только мы, но и все участники дорожного движения. Теперь у нас появляется инструментарий, которым мы будем пользоваться, официально ориентируясь на чётко установленные характеристики. Что касается автомобилей. Прежде всего мы закупаем приборы, способные выявить недостатки в эксплуатации тормозной системы, рулевого управления и сцепных устройств, те факторы, которые прямым образом влияют на безопасность движения транспортного средства на дороге.

РЧ: Эти приборы измерения качества дорог будут устанавливаться на обычные патрульные автомобили, или на какие-то специализированные?

ОП: Все приборы, которые мы закупаем, компактны. Их можно упаковать в багажник патрульного автомобиля. Покупать какой-то дорогостоящий автомобиль, для измерения всех параметров одновременно, мы считаем, нецелесообразно. Хотя такой опыт у нас есть. Лаборатории дорожного надзора используются в Госавтоинспекции очень давно. Думаю, в ограниченном количестве, мы их будем закупать в ближайшее время, но это не первостепенная задача.

РЧ: Теперь предлагаю поговорить про профилактику. Мы сегодня уже касались этой темы. На сайте Госавтоинспекции постоянно публикуются новости о проводимой профилактической работе. Причем, проводится она с детьми, будущими родителями и пенсионерами. Информирование граждан — это тоже часть Федерального проекта?

ОП: Да. Причем, это значительная часть проекта. По сути, проект «Безопасность дорожного движения» направлен на изменение сознания участников движения, даже не столько на наказания или принуждения к правомерному поведению, сколько к изменению сознания. В этом смысле, нам интересно начинать эту работу с детского возраста. Поэтому Юным инспекторам движения посвящено очень много мероприятий в рамках федерального проекта. Что касается взрослых, то у нас проведена социальная кампания "Однозначно", с помощью которой мы хотели водителям рассказать, на сколько опасно превышать установленную скорость движения. Установленную, причём, дорожными знаками. Мы хотели нацелить водителей на их строгое соблюдение. Для этого, у нас не только отснят видеоролик с побуждением к такому поведению, но и проводятся масштабные мероприятия в регионах. Очень много мероприятий мы проводим для пешеходов, мы ориентируем эту категорию участников дорожного движения как правильно переходить дорогу и не быть увлеченными гаджетами, чтобы видеть всё, что происходит вокруг. В десятки раз у нас увеличился массив работы со СМИ. Мы выпускаем информационные передачи на радиостанциях, в том числе и на «Милицейской волне». Постоянные публикации в различных печатных и онлайн изданиях. Я надеюсь, что и участники движения заметили, что объём этого информационного пространства увеличился и стал интереснее. Это не просто перечисление статистики, а теперь аналитика, дельные советы о том, как предотвратить ДТП и не получить травм.

РЧ: Вы упомянули телефоны и смартфоны в руках у водителя. Это, наверное, общемировая тенденция. Есть ли какие-то данные о том, действительно ли телефон за рулем влияет на количество аварий?

ОП: Это скорее международный опыт и научные труды. Статистику, к сожалению, мы такую не ведём и не располагаем. Не в силу того, что не хотим, просто этот момент очень сложно угадать. Плюс, не каждый водитель признается, что перед ДТП он пользовался смартфоном. Очевидно, что любое отвлечение водителя от управления, влияет на риски создания ДТП. Опять же, это не является нашим открытием. Все страны через это прошли. Борются тоже по-разному. Начинают, кратно нарушениям, ужесточать административные наказания. Применяют технические средства, которые просто физически не дают пользоваться смартфоном, при управлении транспортных средств.

РЧ: Вы говорили про информирование граждан, когда сотрудники Госавтоинспекции предоставляют различными способами важную информацию для водителей. А сами автомобилисты готовы участвовать в реализации этого проекта? Готовы ли они делать дороги качественнее, и как они могут поучаствовать?

ОП: Весь проект рассчитан на то, что водители, пассажиры и пешеходы являются самыми активными участниками. Да, мы не просим какую-то инициативу по организации мероприятия, но поучаствовать и поддержать нас в начинаниях было бы очень здорово. Если мы авторитетно заявляем, что три вида ДТП, о которых мы говорили, являются основными рисками летальности, значит водителям надо прислушаться и правильно оценивать возможности свои и автомобиля. Например, тот же маневр обгона, очень сложный сам по себе, и обогнать транспортное средство, водитель которого сопротивляется и начинает играть в перегонки, просто невозможно. И нам бы хотелось, чтобы водители, которых обгоняют, тоже понимали сложность этого манёвра и не препятствовали обгону. Иногда даже стоит пропустить обгоняющее средство и притормозить. Это стоит доли секунды, материально это не стоит никаких затрат, но это сохранение чужой жизни, пусть даже нарушителя. Нам бы хотелось, чтобы ценность человеческой жизни стала основным критерием для участия в дорожном движении любого взрослого и ребёнка, будучи пассажиром или пешеходом.

РЧ: Национальный проект «безопасные и качественные автомобильные дороги» рассчитан до 2024 года. Давайте в завершении нашей беседы расскажем о том, какие должны быть конечные результаты, и какие планы у Госавтоинспекции для его реализации в ближайшее время.

ОП: Конечные результаты должны быть потрясающие. Они экспертами оцениваются, как очень амбициозные. К 2024 году мы должны снизить смертность в ДТП в 3,5 раза, по сравнению с уровнем 2017 года. Если в 2017 году гибло 18 тысяч человек, то к 2024 году это количество не должно превышать 5 тысяч. В социальном риске, по количеству погибших на 100 тысяч населения, мы стремимся к цифре, не превышающей 4 погибших. Сейчас я напомню показатель 2019 года, это 11,7. Это очень серьёзные цифры, и специалисты понимают, чтобы их достичь за короткое время, надо пройти путь, который многие успешные европейские страны проходили более 30 лет. Мы, в данном случае, являемся оптимистами и заимствуем некоторые передовые технологии и решения, которые уже реализованы и дают свой эффект. Более того, у нас есть и отечественная практика, и наука, которая может распознать риски летальности и дать рецепт реагирования на них. Задача нашего общества в целом принять все эти методы и условия игры. Именно вместе взяться за то, чтобы даже, не только достичь этих результатов, а чтобы уберечь самих себя.