«Навыбирали себе зоопарк во власть, а теперь переживаете за судьбу независимого телеканала»

«Навыбирали себе зоопарк во власть, а теперь переживаете за судьбу независимого телеканала»
misharin1(8).jpg
02.11.2011
Источник: URA.Ru
Как продавали «Четверку» и что изменится: останутся ли Вугельман и Енин, можно ли будет говорить в эфире «партия жуликов и воров»

Согласно распространенной (и не обязательно достоверной) байке, назначая Романа Чуйченко главредом «Областной газеты», Александр Мишарин рекомендовал ему ориентироваться на модель железнодорожной газеты «Гудок». Страшно представить, какой пример для подражания могут предложить «Четвертому каналу»

У продажи «Четвертого канала» Монетному щебеночному заводу двойное дно: не будь сделки, Екатеринбург мог и вовсе потерять последний независимый телеканал – с 1 января все местные программы планировалось закрыть, выдавая в эфир только «Приключения Русалочки» и «Тотали Спайс». Другое дело, что покупатель мог быть приличнее, чем унитарное предприятие с хамоватым директором, со времен премьера Воробьева используемое как «пылесос» для самых неожиданных активов. Коллектив рассчитывает на продавцов, которые могут прописать в договоре дополнительные обязательства покупателей, те ругают послушное большинство, а активные зрители уже плачут о смерти уникального уральского бренда. Подробности переговоров в администрации губернатора, фраза, которая раздражала Александра Мишарина, и приметы будущей стагнации «Четверки» - в нашем материале.
 
«С сентября, когда вы делали последний текст о нашей продаже, – ничего не изменилось. Только имя будущего собственника стало понятно», - утверждал собеседник «URA.Ru» на «Четвертом канале», комментируя главную новость уходящего вторника – управление ФАС разрешило ГУП «Монетный щебеночный завод» купить «Четверку». В начале осени мы рассказывали о плане покупки канала в пользу областных властей, но тогда считалось, что приобретателем станет «Форатек», принадлежащий друзьям губернатора Александра Мишарина. «Сделка не закрыта», - продолжал объяснять источник.
 
Но телевизионщик либо недоговаривал, либо не обладал полным объемом информации. К моменту, когда УФАС дало согласие на предстоящую сделку, главный спор был решен: несколько месяцев в администрации губернатора обсуждали, нужно или нет покупать «Четверку». Источник в избирательном штабе «Единой России» ранее пояснял причины возникновения вопроса: «К каналу нет претензий, они нормально взаимодействуют с губернатором. Но неприятно, когда [телеведущий Евгений] Енин может в эфире вставить цитату Навального, назвав «Единую Россию» партией жуликов и воров. Если системно подходить к решению задач, стоящих перед партией, то надо исключать такую критику любыми способами».
 
В администрации губернатора также не скрывали: в нынешнюю избирательную кампанию стоит задача купить всех, кто может оказаться в стане оппонентов и содействовать их победе. Поэтому в политической среде начали переманивать коммунистов Алексея Багарякова и Евгения Артюха, вели переговоры с Антоном Баковым, политтехнологов «покупали» пачками. В медиасфере «Единая Россия» организовала семь волн наружной рекламы по всей области, в каждом крупном городе начала выпуск собственной газеты. Администрация губернатора вступила в переговоры о покупке «Четверки», а также газеты «Уральский рабочий» и радиостанции «Студия Город». У этого проекта были и противники: главе администрации губернатора Вячеславу Лашманкину доказывали, что для выстраивания партнерских отношений не обязательно покупать телеканал.
 
Но он решился на покупку. По данным «URA.Ru», отчасти это была просьба со стороны самой «Четверки». «Судьба канала стала понятна этим летом, - утверждает собеседник агентства, знакомый с ходом переговоров. – «Четверка» принадлежит медиахолдингу [Ивана] Таврина и [Алишера] Усманова. Летом они вели переговоры о продаже своих активов «Disney» и договорились. «Четверку» надо было либо продавать, либо с 1 января 2012 года закрывать все местные проекты и тупо ретранслировать программы «Disney», как это будут делать остальные региональные станции холдинга. Ни новости, ни даже «Утренний экспресс» у «Disney» не предусмотрены». Вопрос решился достаточно быстро: продавать. Руководство «Четверки», понимая, что с новым годом получит массу свободного эфира, начало переговоры с продакшн-студиями о размещении их программ в эфире (ранее «продакшны» были изгнаны из сетки в интересах основного сетевого партнера «7ТВ»).
 
Основной вопрос к акционерам: могли ли они найти покупателя более приличного, чем ГУП «Монетный щебеночный завод»? Большинство собеседников нашего агентства считают, что выбор такого покупателя (как со стороны нынешних собственников, так и со стороны администрации) вульгарность и дурновкусие. Монетный щебеночный завод - давний «пылесос» свердловской власти. Сначала его наполняли оборудованием, с помощью которого можно строить дороги, затем – типографиями, после – чем угодно. Каждый новый актор свердловской политики старался первым делом взять под контроль этот ГУП: начал премьер Алексей Воробьев, когда он ушел из правительства, это же сделал набравший силу глава администрации губернатора Александр Левин. После смены губернатора уже Вячеслав Лашманкин определял, кто будет управлять ГУПом.
 
Сейчас директор завода - Олег Козырев. В день оглашения сообщения ФАС он хамил журналистам: ««Интересно? Мне тоже много чего интересно, например, когда в Антарктиде растают льды и зацветут розы. Я не обязан перед вами отчитываться по своим приобретениям». При этом забывал о том, что управляет имуществом, принадлежащим всем свердловским налогоплательщикам. Как он будет управлять пока еще независимой телекомпанией, легко представить. В администрации губернатора предпочитают говорить о том, что СМИ – профильная деятельность ГУПа, который управляет типографиями. О запрете президента Дмитрия Медведева на приобретение госструктурами средств массовой информации в резиденции, напротив, стараются не говорить.
 
Нынешний гендиректор «Четвертого телеканала» Алена Вугельман рассказала, что в коллективе рассчитывают на сохранение нынешней редакционной политики: «Конечно, основной вопрос, насколько широкой будет та дорога, по которой мы пойдем дальше: такой, как сейчас, или узенькой тропинкой, какая есть у «Областного телевидения». Но узнать об этом можно только когда начнешь движение по дороге». Другой собеседник из числа сотрудников «Четверки» считает, что принципиальным будет кадровый вопрос: он рассчитывает и на сохранение Вугельман на посту гендиректора, и на нахождение на месте ее заместителя – Евгения Енина. Идеальной была бы ситуация, когда нынешние собственники указали бы в договоре особые требования, в том числе сохранение бренда и независимой редакционной политики.
 
Но сами продавцы, на условиях анонимности, говорят, что подобные пожелания не оговариваются и не выставляются. К администрации губернатора у них было только два вопроса: кто продавец и сколько даст? Наименование покупателя уже известно, цена вопроса – 10 млн евро. Ожидается, что сделка будет закрыта в ближайшие две недели, тогда и станет ясно, насколько серьезно изменится редакционная политика «Четверки».
 
Политолог Константин Киселев убежден, что изменится сильно: «Ясно, что такие форматы, как «Утренний экспресс», сохранятся, а вот новостные изменятся, и это будет колоссальная потеря для региона». Киселев называет «Четверку» крепким самостоятельным уральским брендом и известной маркой на региональном телевидении России. «За такие бренды надо держаться, а не убивать их», - убежден политолог.
 
Телевизионные эксперты подтверждают слова Константина Киселева: за два десятилетия работы «Четвертого канала» он не только стал школой журналистского мастерства, но и воспитал своего собственного зрителя. Это, в частности, подтверждают замеры TNS: при схожей доступности телесигнала новости «Четверки» смотрят лучше, чем новости «Студии-41» (при похожести тем, формата подачи и т.п.). «У тысяч екатеринбуржцев воспитана привычка смотреть именно новости «Четвертого канала». Канал пережил несколько серьезных ротаций журналистского коллектива, а привычка у зрителей осталась», - указывает собеседник «URA.Ru».
 
Константин Киселев уверен, что при изменениях редакционной политики привычка исчезнет. В том, что изменения будут, он не сомневается. «При новой администрации «Областная газета» сменила форму, стала цветной, но совершенно не изменилась содержательно. То же самое мы видим и в ситуации «Областного телевидения». Команда Мишарина мертвецки действует на содержание. Формально не придраться, а содержательно – пустота. Мы бы с радостью поддерживали «Иннопром» как хорошую и правильную идею, но когда его бантики осыпались, стало ясно, что внутри пустота, обман, который не дает региону ничего. Все потому, что управление – у команды, формально выполняющей все требования, но убивающей содержание всех проектов».
 
Источник «URA.Ru», знакомый с ходом переговоров, отметает все претензии к продавцам «Четверки»: «Навыбирали вместо политиков зоопарк, а теперь требуете защитить самостийный уральский канал».