В регионе прошли репетиционные тесты ЕГЭ. Результаты. Готовимся к позору?

В регионе прошли репетиционные тесты ЕГЭ. Результаты. Готовимся к позору?
vyu1(112).jpg
13.05.2011
Источник: URA.Ru
Ну что, готовимся к публичному позору? Свердловские школьники уже в начале июня преподнесут своим родителям (и своим учителям) несколько поводов краснеть. В регионе прошли репетиционные тесты ЕГЭ: по истории их не смогли сдать в 2,5 раза больше школьников, чем год назад, по русскому языку – в 4 раза, по физике – в 5 раз, по математике – в 6. В абсолютных величинах положение дел еще печальнее: историю завалит каждый третий 11-классник, а математику – каждый седьмой. И надежды на подрастающее поколение тоже немного: девятиклассники тесты провалили с еще большим треском. Главы городов и все местные думы теперь думают только об одном – как за месяц обучить детей сдавать ЕГЭ. Иначе начальникам конец.
 
Пока свердловские власти находятся в состоянии расслабленной подготовки к выборам в Госдуму и относительном спокойствии за ситуацию в регионе, проблемы копятся. В распоряжении «URA.Ru» оказался отчет о результатах репетиционных тестирований выпускников 9-х и 11-х классов, из которого следует, что июньские экзамены школьников дадут почву для самых неприятных разговоров, а то и вопросов в адрес власти.
 
Репетиционные экзамены проводятся в Свердловской области из-за слабой подготовки региона к ЕГЭ. Во многих субъектах РФ в качестве эксперимента ЕГЭ проходит с начала нулевых, но свердловский Минобраз тогда от участия в федеральной программе отказался и Единый госэкзамен стал для свердловских школьников полной неожиданностью. Десятилетней практики его проведения у нас нет, а потому ответственные структуры считают своим долгом перед самим ЕГЭ подстраховаться и прозондировать почву. Тем более что уже в прошлом году свердловские школьники показали не самые лучшие результаты, а в этом по числу победителей олимпиад в стране заняли не пятое (показатель 2010 года), а 11-е место.
 
В этот раз 11-классников экзаменовали по четырем предметам: русский язык, математика, история России и физика. Вопросы разрабатывал Институт регионального образования, опираясь на официальные требования к уровню подготовки школьников. Всего в Свердловской области около 11 тыс. выпускников муниципальных и негосударственных общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профобразования. Из них в тестировании согласились принять участие около 7 тыс. человек: свыше 5 тыс. – ученики школ, полторы тысячи – учащиеся из профтехучилищ. Наименьшее количество баллов, которое нужно набрать по русскому языку, чтобы экзамен был засчитан, определено на уровне 14 баллов, по истории – 12 баллов, по математике – три балла, по физике – 8.
 
Если смотреть на средние показатели, все не так уж и плохо: в дневных школах по русскому вышло 33,6 балла, по математике – 6,6 балла, по истории – более 17, а по физике – 11. В вечерних школах по математике уже средний бал 3,3, в начальных профучилищах – 2,4, по истории – 10,6. Но что такое средняя оценка, намного показательнее данные по числу «двоечников», а еще лучше по сравнению с 2010 годом. Они впечатляют: если в 2010 году ЕГЭ по русскому языку не смогли сдать 1% учеников дневных школ, то сейчас на репетиционном экзамене его завалили 4,7%. По вечерним школам и начальному профобразованию этот показатель вырос в три раза (до 23,4% и 36% соответственно).
 
Математику проваливают еще сильнее: выпускники обычных школ не выполняли задание почти в семь раз чаще, чем в 2010-м (14,5% заработали двойки). В вечерних школах не сдали математику 39,5% детей, в начальном профобразовании - 58%. По истории начальное профобразование выглядит еще хуже – экзамен не сдали 70% учащихся (в обычных школах этот показатель 27,5%, в вечерних – 64,1%).
 
Поднять настроение может разве что статистика по физике: ее завалили 33,7% учащихся учреждений начального профобразования, 26% учеников вечерних школ и 15,6% учеников дневных школ. В девятых классах картина тоже безрадостная: 41,9% участников тестирования по математике получили двойки, по русскому языку таких - 38,3%.
 
Директор института Оксана Гайнанова сообщила «URA.Ru», что тестирование позволило выявить наиболее проблемные территории Свердловской области. «Самые низкие результаты у выпускников Краснотурьинска, Красноуральска, Нижней Салды, Богдановича, Верхотурья, Сосьвы, Артемовского, в Гарях, Кушве, Ивделе и Бисерти. В некоторых из них тест по русскому языку в обычных школах не сдали до 47% учеников, - говорит Гайнанова. – И по этим территориям возникают вопросы о качестве преподавания, ведь в Новоуральске, Красноуфимске, Новой Ляле, Реже, Ирбите, Качканаре и других городах по русскому языку смогли улучшить показатели по сравнению с прошлогодним ЕГЭ». Сейчас преподаватели института проводят совещания с преподавателями выпускников, указывая на выявленные слабые места. Времени для такой работы осталось немного – меньше месяца. Оксана Гайнанова говорит о проблеме подготовки кадров для управления самим образованием.
 
Вице-премьер – министр образования Юрий Биктуганов признает сложность момента. «Результаты экзамена удручают, - сказал он нашему агентству. – У этих цифр, конечно, есть объективные объяснения. У нас, например, в разы, по сравнению с прошлым годом, уменьшается число 11-классников. В результате увеличивается доля выпускников учреждений начального и среднего профобразования, которые всегда давали низкие результаты. Но это не снимает главной проблемы: наличие проблем в средних школах очевидно».
 
Программа действий Минобра разбита на два этапа. Сейчас принимаются срочные меры: «Институт развития образования проводит окружные совещания и вместе с преподавателями в срочном порядке отрабатывает ошибки. Ведь низкие баллы часты из-за помарок, неправильного заполнения формы – ребятам нужно набить руку и не волноваться на экзамене», - говорит Юрий Биктуганов. В будущем он хотел бы провести аналог ЕГЭ для школьных преподавателей, преподавателей и выпусников профучилищ – будущих педагогов. «Чтобы они также понимали механизм проведения экзамена, чтобы понимали, в чем могут возникнуть проблемы у учеников. Задача: ЕГЭ не должен быть стрессом, в момент которого знания забываются», - подчеркнул министр.
 
Но и без политических изменений не обойтись. Юрий Биктуганов направил результаты репетиционного тестирования мэрам и председателям дум всех свердловских муниципалитетов для ознакомления и принятия мер. Главам есть чего опасаться. Сейчас, по замерам социологов ВЦИОМ, 81% свердловских родителей удовлетворены качеством обучения своего ребенка, 46% говорят об улучшении качества преподавания, 82% довольны квалификацией учителей, 78% - отношением преподавателей к ученикам. Если в июне этого года окажется, что школы не соответствуют этим настроениям, у родителей, естественно, возникнут вопросы. И уже сейчас ясно, к кому: выбирая несколько ответов на вопрос, кто главным образом отвечает за положение дел в школах, они называют директора школы (50%) и администрацию своего города или района (42%). 




Материалы по теме: