ГЭС: вторая жизнь наследия де Геннина

ГЭС: вторая жизнь наследия де Геннина
14.08.2015

Если у Билимбая появится своя гидроэлектростанция, это обеспечит электроэнергией центр поселка, что снизит общую нагрузку на сети. Поставить ГЭС вполне реально, задействуя уже имеющийся ресурс – плотину. 

При этом само ГТС остается в неприкосновенности во всех смыслах - и в правовом плане, и как объект. Более того, плотина вполне может стать и жемчужиной амбициозных замыслов – продвижения Билимбая как туристического маршрута областного масштаба.

По пятому направлению

Вот вкратце суть проекта «Урал-Гидро», с которым познакомил предприниматель Радион Гимашев. Эта концепция не ограничивается одним городским округом Первоуральск, а идет по всему 5-му направлению, что охватывает бассейны рек Чусовая-Ревда - Билимбай-Сухая Утка - Дикая Утка. Всего же в Свердловской области семь перспективных водных линий. Можно сказать, предлагается практическое продолжение мысли писателя Алексея Иванова, который считает реку Чусовая брендом горнозаводского Урала. 

Конечно, сразу напрашивается вопрос, какую выгоду эти наработки принесут создателю и его единомышленникам? Однако ответ только миллионами рублей измерить трудно. В том-то и уникальность наработок первоуральца, что прежде всего речь идет о проработанной концепции, инициативе. И дело не столько в сугубо практической пользе, такой, как новый источник электроэнергии. В общих чертах - это восстановление сложной живой экосистемы в виде водоема с помощью строительства гидроэлектростанций. 

Важный момент: ГТС являются стратегическими объектами и находятся на балансе муниципалитета. «Урал–Гидро» берется решить задачу, не меняя форму собственности плотины. Ее тело вообще не придется модернизировать: под сооружением будет проложен деривационный водовод, что позволит устанавливать радиально-осевые или поворотно-лопастные турбины. Мощность ГЭС будет зависеть от напора и расхода воды, а также от КПД используемых турбин и генераторов. 

Осталось найти тех, кто поддержит наработки первоуральца. 

- В середине июля проект «Урал-Гидро» был представлен комитету по промышленной, инновационной политике и предпринимательству Заксобрания Свердловской области. Депутаты его одобрили. В том-то и дело, что область готова поддержать инициативу с мест. Есть целевые программы, скажем, по очистке русел и пойм рек, они финансируются, только выделяемые средства муниципалитетами не осваиваются. Потому что же требуется обоснование, конкретное решение. А его зачастую нет, - пояснил Радион Аликович. - Тут же предлагаем использовать то, что уже есть и что не задействовано в полной мере - плотины. Попутно решается еще множество других вопросов. Самым реалистичным считаю сценарий, при котором будет найдена взаимовыгодная форма сотрудничества между государством, обществом и бизнесом. 

Сложность реализации заключается как раз в том, что необходимо согласование и с областью, и с местной властью. Это все требует времени. Проект сейчас проходит эту самую трудоемкую стадию. И нигде пока не встретил отказа. Есть уже и конкретное предложение о сотрудничестве, оно поступило от наших соседей – администрации поселка городского типа Староуткинск. Населенному пункту электричества не хватает катастрофически, весь запитан от одной ЛЭП в 110 киловольт, построенной еще в середине ХХ века. И строительство ГЭС при существующей плотине поможет решить проблему, поскольку там когда-то были установлены 14 верхнебойных водяных колеса. Вариант локальной, автономной электрификации заинтересовал и первоуральский «Водоканал».

Детище де Геннина

Собеседник перечисляет, в каких кабинетах уже побывал, в каких осталось. Сложность при разработке проекта состояла еще и в том, что надо было собрать информацию о самих гидротехнических сооружениях. 

- Скажу еще одну вещь. По большому счету, «Урал-Гидро» восстанавливает историческую справедливость. Плотины – это уникальные сооружения, в XVIII веке только на Урале было построено заводских прудов – 109 объектов. Запруженная вода использовалась в технологическом процессе производства. Вода приводила в движение оборудование, механизмы, агрегаты. Такого рода гидротехнические комплексы уральских заводов предполагали, прежде всего, устройство водных резервуаров. Основное внимание уделялось возможности равномерного распределения водной энергии в течение всего года и мерам безопасности в периоды половодья, - Радион Гимашев развивает мысль о ценности проекта. - В России возведение ГТС стало возможным благодаря труду Георга Вильгельма де Геннина, друга и соратника Петра I, главы горнозаводской администрации на Урале. 

Те водоемы, которые нас окружают, подчеркивает собеседник, по большей части, рукотворные, это - наше наследие, и у нас есть возможность их использовать, применяя современные технологии. Сейчас они стали местом отдыха и рыбалки, постепенно старея.

Изучая историю вопроса времен промышленников Демидовых и Строгановых, технарям пришлось стать краеведами, и первоуралец в этом видит еще один несомненный плюс. Технические знания оказались даже преимуществом при знакомстве с тем же устройством плотин, позволили «увидеть» цифры и описание, начать сбор дополнительных материалов по тем моментам, которые в литературе были сведены к одному предложению. Честно говоря, кагда я услышала краеведческие изыскания по проекту «Урал-Гидро», даже захотелось подготовить отдельный материал.

- В этом смысле Билимбаю повезло, он стал первым населенным пунктом, отправной точкой проекта, поэтому собранной информации по плотине так много. Хочу сказать огромное спасибо Александру Гильденмайстеру, начальнику Билимбаевского СТУ, за содействие и поддержку, - подчеркнул Радион Аликович. 

Этот информационный клад тоже пойдет в дело. Билимбай сейчас активно занимается продвижением территории как туристического маршрута. Плотина включена в перечень достопримечательностей. У автора проекта есть мысль, как эту часть экскурсии сделать не просто интересной, но и уникальной в своем роде:

- Гидротехническое сооружение Билимбаевского водохранилища на реке Билимбаевке введено в эксплуатацию в 1734 году. В официальной документации указана более поздняя дата – 1738 год, что не считаю верным. После сильного ливня, прошедшего с 5 на 6 июня 1806 года, плотину смыло. Восстанавливая, ее расширили и укрепили. И потом ее ремонтировали уже в нашем веке. Вполне можно аккуратно, без нарушения целостности тела плотины, вскрыть один участок ГТС так, чтобы хорошо были видны эти три «культурных» слоя. Интересно же посмотреть, как менялось ГТС. Ничуть не уступит Невьянской башне. 

Что касается сугубо практической части локальной электрификации бывшей вотчины графов Строгановых, то своя ГЭС помимо оживления водоема, который стареет на глазах, поможет снизить нагрузку на электросети поселка. Проектом предусмотрена установка специальных датчиков, которые в автоматическом режиме будут следить за уровнем воды. Пока эти обязанности выполняют смотрители, и они действуют по инструкциям, составленным еще де Генниным 300 лет назад. Тогда сторожей называли караульными. Что еще? Станция ГЭС займет отдельное помещение.

Автор: Наталья Подбуртная





Материалы по теме: