Стратегию Первоуральска приняли тихо и мирно. Что дальше?

Стратегию Первоуральска приняли тихо и мирно. Что дальше?
05.08.2014
Источник: Первоуральск.РФ, Дмитрий Коньков

Путь это не просто преодоление расстояния от пункта А до пункта Б. Это осознанное движение к намеченной цели. И если этой цели нет, то, и ни о каком пути говорить нет смысла. Это не путь получается, а так – бесцельное шатание. Причем данное правило справедливо не только для человека, но и для целого города. До вчерашнего дня у нашего города такой цели не было.

Она была нужна и точка

Безусловно, главным вопросом, который депутаты городской Думы собирались рассмотреть на своем последнем заседании, был тот, который касался принятия программы стратегического развития нашего муниципалитета – «Первоуральск 300». Напомним, что данная программа предусматривает развитие города на долгую перспективу и включает в себя множество мероприятий по комплексному развитию территории: от строительства жилья и развития коммунальной инфраструктуры до размещения на нашей территории новых промышленных и сельскохозяйственных объектов с сопутствующей им инфраструктурой. Для того чтобы не тратить понапрасну слов просто процитируем экс-депутата, руководителя предприятия «Первоуральскгазсервис» Владимира Кучерюка, которыми он прокомментировал появление программы развития города:

- Разработать и принять такую программу для Первоуральска, было крайне необходимо. Дело в том, что советская стратегическая программа развития города давным-давно реализована, а новой так и не появилось, а потому у городских властей попросту отсутствовала цель, к достижению которой было необходимо стремиться, а потому все их действия оставались на уровне «латания дыр». Кроме того, данная программа не является незыблемой. Она, безусловно, будет корректироваться, в нее, разумеется, будут вноситься изменения.

И вот на минувшем заседании городской Думы депутаты местного парламента программу «Первоуральск 300» приняли.

Хватит говорить, пора дело делать

Принимали программу как-то скомкано. Первоначально предполагалось, что с большим докладом перед первоуральскими депутатами выступит глава администрации города и один из авторов программы – Алексей Дронов. Однако буквально в последний момент администрация изменила свое решение и поручение выступить перед депутатами получил начальник управления архитектуры и градостроительства Константин Гартман. Но и он о данной программе не сказал ни единого слова. Депутаты решили доклад не заслушивать. И в принципе, такое решение было верным. Судите сами. Программа прошла через горнило общественных слушаний, о ней рассказывали и продолжают рассказывать журналисты, ее со всех сторон изучили всевозможные эксперты: экономисты, юристы, чиновники и т.д. В конечном итоге вопросов не оказалось и у депутатов. Программу приняли. С этого момента она является уже не просто кипой бумаг, а конкретным планом действий.

Такие разные оценки

И вот тут-то начинается самое интересное. Естественно у данной программы в нашем городе существуют не только сторонники, но и… пусть и не противники, но скептики точно. Они в один голос утверждают (в зависимости от степени радикальности своего скептицизма) , что реализация данной программы либо не возможна в принципе, либо будет сопряжена с ооочень большими трудностями, а потому документ либо так и останется бумагой, либо будет реализована лишь самая незначительная его часть.

В обоснование своей позиции скептики приводят различные аргументы. От откровенно критиканских – «нынешняя городская власть неспособна выполнить данную программу в силу своей безграмотности и некомпетентности» до вполне разумных – «общий экономический спад, перераспределение государственных финансовых потоков, экономические санкции Запада, рост социальных и коммунальных трат городского и областного бюджетов – существенно сократит объем финансирования программы или вовсе сведет его на нет». Но истина, как всегда, окажется где-то по середине между этими крайностями.

Принятая программа имеет одно весьма уязвимое место.

Три ножа в спину оптимистам

В отличии от других программ стратегического развития уральских городов в Первоуральске в роли главной движущей силы реализации данной программы выступит не внешний инвестор (как, например в Среднеуральске), не градообразующее предприятие (как в Лесном), а власть. Причем как муниципальная, так и государственная в лице губернатора и правительства области. И вот именно здесь, причем весьма комфортно, располагается та самая бомба, которая способна пустить под откос поезд мчащийся к станции «Первоуральск 300».

Успешная реализация программы будет зависеть от того какими будут взаимоотношения между областными и городскими властями. Пока они будут хорошими никаких неприятностей с этой стороны ожидать нее следует, однако как только они испортятся… все изменится. Такое уже было в новейшей истории города. Достаточно вспомнить лишь два примера того как область отказывалась от данных первоначально обещаний. Сначала Первоуральску пообещали, в год его юбилея, дать столько средств на ремонт дорог сколько ему понадобится. Затем назвали конкретную сумму – 70 миллионов рублей. Потом ее сократили. А потом и вовсе не дали. Примерно по такому же сценарию развивались и события вокруг ремонта талицкого путепровода. 

Тогда наблюдатели объяснили такое поведение областных властей – «внесистемностью» первоуральских градоначальников.  Но и сегодня имеется ряд моментов, взгляды на которые у первоуральских и областных властей… ну не совсем совпадают, а потому возникновение всякого рода конфликтов между ними весьма вероятно. А это, безусловно, отразится и на ходе реализации программы. Кроме того, ни та ни другая власти не вечны и смена руководителей, безусловно, приведет к необходимости налаживания новых контактов, выстраивания схемы взаимодействия… Что потребует времени. А если не сумеют договориться?

Еще один потенциально опасный момент – встраивание государственно-частного партнерства. Поверьте – поиски частных инвесторов, которые помогут реализовать муниципальную программу, которым это покажется привлекательным – далеко не простое дело. Кроме того, потенциальные инвесторы могут выдвинуть в качестве условий предоставление им полного карт-бланша и свободы действий, а это не всегда будет совпадать с целями и задачами программы. Кроме того, после кризиса все потенциальные инвесторы проявляют в выборе объектов инвестиций повышенную осторожность и не готовы идти на риск. Да и в современных условиях большинство из них либо уже начали испытывать либо вот-вот начнут испытывать определенные экономические трудности…

Ну и наконец, третье обстоятельство, которое может негативно сказаться на реализации программы «Первоуральск 300» - коррупция.

К сожалению, следует констатировать, что в любом деле, которое власть и бизнес делают совместно, рано или поздно появляется так называемая «коррупционная составляющая». После чего все участники процесса начинают заботиться исключительно о «зарабатывании денег на этом деле», а вовсе не о самом деле.





Материалы по теме: