В дежурную часть Алапаевского отдела полиции обратилась 68-летняя местная жительница с заявлением о том, что стала жертвой телефонных мошенников.
Заявительница рассказала, что ей на телефон через приложение «WhatsApp» позвонила неизвестная женщина, которая представилась сотрудницей Центробанка России. Звонившая пояснила, что некая женщина по доверенности от имени пенсионерки пытается в нескольких банках оформить кредит. По версии звонившей это мошенница и что бы отследить всю цепочку от мошенницы до банка пенсионерке необходимо пройти в местное отделение банка и оформить кредит на сумму 600 000 рублей. Сотрудникам банка об «истинных» целях кредита ничего не говорить, чтобы якобы не спугнуть их. Пенсионерка выполнила все инструкции звонившей лже-сотрудницы. В банке ей одобрили кредит в размере 430 тысяч рублей, которые были переведены на ее банковскую карту. Через терминал она сняла все денежные средства. Затем по указанию все той же лже-сотрудницы, через терминалы, расположенные в торговых объектах города перевела все денежные средства на указанные абонентские номера. С момента выхода из отделения банка и до последнего произведенного перевода денежных средств «представитель Центробанка» все время находилась на связи, не давая, пенсионерки опомниться и обдумать происходящее. Осуществив более 20 операций, заявительница перевела на неизвестные ей абонентские номера 430 тысяч рублей. Выполнив все требования звонившей, она ушла домой. Лишь наутро, проанализировав все свои действия, пенсионерка поняла, что стала жертвой мошенников и обратилась за помощью в полицию.
Следственным отделом МО МВД России «Алапаевский» по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в крупном размере).
Полиция Алапаевска напоминает основные признаки, по которым можно определить, что вы имеете дело с мошенником.
1. На вас выходят сами. Вам звонит незнакомец. Кем бы он ни представился – сотрудником банка, полиции, магазина, вашим родственником – насторожитесь. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно.
2. С вами говорят о деньгах. Основная задача мошенников – получить доступ к чужим деньгам. Схемы обмана почти всегда связаны с финансами: вам предлагают перевести все деньги на «безопасный счет», оплатить «страховку для получения кредита» или «очень выгодно» инвестировать свои сбережения. Легенды могут быть какими угодно, но речь всегда про деньги – которые вы можете потерять или получить.
3. Вас выводят из равновесия. Мошенники стремятся вызвать у вас сильные эмоции – напугать или обрадовать. Так они сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы. Например, сообщают: «Ваш онлайн-банк взломали!», чтобы вы от растерянности и волнения выполнили любые просьбы и выдали любую информацию, лишь бы спасти деньги. Всегда сохраняйте здоровый скептицизм и не торопитесь следовать чужим инструкциям, как бы не были взволнованы.
4. На вас давят. Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Вас принуждают к чему-то, ставят условия: «сейчас или будет поздно». Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.
В любой ситуации стоит проявить бдительность. Самый лучший способ защиты – не вступать в диалог с неизвестными, кем бы они не представлялись, и сразу же завершить разговор.