Боевые автожиры Камова: сделано в Билимбае?

Боевые автожиры Камова: сделано в Билимбае?
s640x480 (11).jpg
16.03.2012
Источник: Анатолий Гусев
Живёт в Екатеринбурге старый журналист Юрий Андреевич Коньшин. Автор книг по истории Урала. Очень заслуженный, много лет трудился руководителем отдела писем в редакции газеты «Уральский рабочий». Сейчас на пенсии. Родом он из деревни Извездная, что рядышком с Билимбаем. Сидели мы нынче после нового года с ним за рюмкой чая и заспорили. 

- Я, - говорит Юрий Андреевич. - В подростковом возрасте работал на Билимбаевском заводе разнорабочим, видел и общался с легендарным летчиком -испытателем Бахчиванджи, заходил в ангар, а проще говоря, сарай, где строили первый советский истребитель с ракетным двигателем, и вновь построенные автожиры конструктора Камова видел… Около Билимбаевской церкви аллея шла, вот вдоль неё новенькие автожиры стояли…

Вот с этого спор и начался.Я слышал несколько версий... Завод опытных конструкции при ЦАГИ в конце 1941 года эвакуировали в Билимбай. Руководил работами над производством и конструированием автожиров Н.И. Камов. Несколько его автожиров А-7 приняли участие в начальном периоде войны. Но вот что дальше?

Надо сказать, что А-7 был первым в мире боевым автожиром, делом новым, и в условиях эвакуации производить его было невозможно. Т.е. в Билимбае автожиры не делали. Сам Камов, якобы, работал в Билимбае над новым «прыгающим» автожиром АК. Но и его производство наладить не смогли.

По другой версии, новые автожиры в Билимбае не строили, но поврежденные ремонтировали. Таким образом Коньшин мог видеть ряды отремонтированной техники. Впрочем и это не факт. То что видел Коньшин могло быть моделями, макетами, списанными агрегатами и т.п.

В общем, по поводу Билимбаевских автожиров надо ещё выяснять и выяснять…




Материалы по теме: