Реформа обращения с ТКО в вопросах и ответахОсновные вопросы, с которыми сталкивается жители, юридические лица и предприниматели на территории Свердловской области в своей деятельности при обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО):
Сложившаяся десятилетиями и существующая на сегодняшний день в России система сбора и удаления ТКО основана на захоронении отходов на несанкционированных свалках. Лишь в небольшом количестве случаев ТКО размещаются на обустроенных в соответствии с действующими нормами полигонах. Следовательно, полигонная система захоронения отходов не выполняет требования по снижению негативного воздействия на окружающую среду и подлежит изменению.
В рамках реформы будет полностью исключена возможность использования для размещения ТКО несанкционированных свалок. Последних на сегодняшний день в Свердловской области насчитывается более 200 единиц. Затраты на вывоз и захоронение ТКО раньше были учтены в составе платы за содержание жилого помещения. Причем расшифровка указанных затрат не везде была обнародована, и не все знали сколько же они платят за соответствующие услуги. В условиях реформы услуга по обращению с ТКО переходит в категорию коммунальной и плата за нее в квитанции будет выставлена отдельной строкой. Те затраты, которые ранее за вывоз и захоронение ТКО учитывались в составе платы за содержания жилого помещения, с 1 января из нее полностью исключаются. Поскольку все отходообразователи имеют обязательства по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, выбрасывать мусор в несанкционированные места при организованной услуге становиться нецелесообразным, что положительно повлияет на качество окружающей среды в населенных пунктах. В случае неоплаты оказанной услуги задолженность с неплательщика взыскивается в судебном порядке с начислением пени за просроченные платежи. Отбор региональных операторов по обращению с ТКО проведен в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881. Конкурсная документация была сформирована с учетом трех зон деятельности, определенных территориальной схемой в сфере обращения с отходами производства и потребления Свердловской области. В рамках конкурсного отбора заявителями были предоставлены конкурсные предложения по размеру услуги регионального оператора. Таким образом, первоначальная цена на услуги регионального оператора была снижена Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в рамках проведенных конкурсных отборов региональных операторов. Согласно установленным требованиям, до 1 июля 2018 года региональные операторы направили предложения по установлению единых тарифов на свои услуги в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области.
При установлении указанных величин была учтена следующая структура расходов: В Свердловской области начисление за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет осуществляться с человека за кубические метры, образованные потребителем. Данное решение основано на том, что отходы образуют люди, проживающие в жилых помещениях, работающие на предприятиях и количество образуемых отходов пропорционально количеству потребителей. Средства, собираемые региональными операторами в объеме единого тарифа, пойдут на строительство новой и реконструкцию действующей инфраструктуры, приобретение большегрузной техники для транспортирования отходов, упорядочение потоков отходов, ликвидацию несанкционированных свалок, то есть на улучшение окружающей среды и обеспечение благоприятных условий проживания населения. Рост платы граждан за услугу по обращению с ТКО по сравнению с ранее оказываемой услугой по вывозу и утилизации отходов связан с несколькими факторами. Исторически сложилось, что размер затрат на оказание услуги по вывозу твердых коммунальных отходов был экономически не обоснован. При системе с экономически необоснованными тарифами потоки отходов направлялись на несанкционированные свалки для сокращения затрат на обращение с отходами. Нередки были случаи отказа операторов от предоставления услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, что способствовало росту количества несанкционированных свалок. Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». До 2018 года в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов не учитывалась и не взымалась с населения. В существующих условиях и установленных требованиях необходимо строительство новых объектов, обеспечивающих обработку и захоронение твердых коммунальных отходов. Рост цен в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обусловлен необходимостью строительства новых объектов для обеспечения экологической безопасности сферы обращения с твердыми коммунальными отходами. В Свердловской области определено три региональных оператора по обращению с ТКО:
Информация с привязкой к городам по зонам деятельности региональных операторов размещена на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в разделе «Деятельность» – «ЖКХ» – «Обращение с ТКО». Региональный оператор обеспечивает сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в зоне своей деятельности на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор работает самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем на десять лет на основании конкурсного отбора. У всех региональных операторов работают «горячие телефонные линии» по обращению с отходами:
Понятие твердых коммунальных отходов приведено в Федеральном законе об отходах № 89-ФЗ. К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО относятся также аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей. Все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты. Также коммунальная услуга жителям МКД может быть оказана на основании прямого договора с каждым из жителей (если такое решение принято на общем собрании жильцов) либо через управляющую МКД организацию (УК, ТСЖ, ЖСК). При наличии управляющей организации она обязана заключить договор с региональным оператором. Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз твердых коммунальных отходов определена федеральным законодательством. Данный факт нужно подтвердить справками из паспортного стола. Если в квартире никто не прописан, то плата будет начисляться по количеству ее собственников. Определение нормативов накопления осуществлялось согласно утвержденным Минстроем России методикам с учетом замеров количества отходов по сезонам. Указанные замеры проводились органами местного самоуправления муниципальных образований. В многоквартирных домах Екатеринбурга норматив утвержден из расчета 0,213 кубометра с человека в месяц, в частном секторе – 0,261 кубометра. Для остальных жителей Свердловской области – 0,169 и 0,19 кубометра в месяц соответственно. С учетом данных о фактическом количестве образованных ТКО в каждом сезоне, полученных от региональных операторов по результатам оказанной коммунальной услуги по обращению с ТКО, планируется провести сопоставление полученных данных с установленными нормативами накопления ТКО.
Плата за вывоз мусора с одного человека в месяц составит: Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг.
Льготные категории граждан:
Назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами указанным категориям граждан осуществляется в порядке, установленном для назначения компенсации расходов на оплату других коммунальных услуг. Указанные порядки утверждены: Перерасчет за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
При возникновении оснований для перерасчета, собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору или управляющей организации подтверждающие документы. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете может быть приложен один из документов: При условии предоставления необходимых подтверждающих документов перерасчет будет произведен. Заявление на перерасчет подается региональному оператору. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Организация по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключенного договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории. Право собственности на отходы переходит к региональному оператору с момента погрузки отходов в мусоровоз. При температуре +5°C и ниже вывоз коммунальных отходов с мест их накопления (контейнерные площадки) должен осуществляться не реже одного раза в три дня, при температуре выше +5°C – ежедневно. Из частного сектора при отсутствии контейнерных площадок мусор вывозится по графику. Графики вывоза должны быть размещены на сайтах региональных операторов и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.5 Постановления Правительство Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, то есть исходя из нормативов накопления отходов или объема отходов, накапливаемых на контейнерной площадке. Законодательством не запрещено региональному оператору заниматься обращением с иными видами отходов. Стоимость услуги определяется соглашением сторон в рамках отдельного договора, который может быть заключен с регоператором, в том числе на утилизацию данных видов отходов. |
|