ДОТАЦИИ на содержание ребенка в дет. саду надо ПЛАТИТЬ РОДИТЕЛЯМ!

ДОТАЦИИ на содержание ребенка в дет. саду надо ПЛАТИТЬ РОДИТЕЛЯМ!
lc2.jpg
25.07.2011
Источник: Первоуральск.РФ, Константин Дрыгин
1. Из «демоямы» -  в «бэби-бум»

В бытность Советского Союза, скажем так, в позднесоветский период, который в анналах истории значится как «период развитого социализма», очереди в детские сады удалось ликвидировать. При проектировании нового микрорайона в обязательном порядке закладывался детский сад, а то и не один – пропорционально количеству жителей. Получение дошкольного образования являлось таким же обязательным, как и всеобщего среднего.

Но грянула перестройка, за ней – грандиозный обвал советской экономики и резкий скачок из «эпохи развитого социализма» в «эпоху дикого капитализма» с бартером (натуральным обменом вместо денежного). В начале «лихих» 90-х огромная страна ухнула в глубочайшую демографическую яму. Советские садики, когда в них отпала необходимость, распродали кому не лень по остаточному принципу. Детсады покупали под конторы, офисы, склады. Роскошные, отдельно стоящие здания, обнесенные зеленой изгородью, с оборудованными участками, бассейнами приобретали, что называется, «до кучи»: шальные деньги жгли руку и надо было срочно куда-нибудь их вложить. Там, где деньги были вложены без ума, без цели, в бывших садиках повсеместно царят разруха и мерзость запустения. Характерный пример тому – бывший детский сад № 104 ПНТЗ в микрорайоне Корабельная Роща. И спросить за разрушение бывшей соцсобственности не с кого. Мол, я купил, что хочу – то ворочу, хоть с землей могу сравнять.

Вот только купил за пять рублей, а ущерба нанес на десять.

Из «демоямы» Россия начала выбираться только к середине первого десятилетия третьего тысячелетия. А к концу десятилетия страна уже переживала настоящий «бэби-бум», породивший гигантские очереди в детские сады.


2. Сколько стоит место в ДДУ?

Хотите знать, во сколько обходится государству содержание одного ребенка в детском саду? Разумеется, в каждом регионе по-разному, но в среднем до 80 процентов от содержания одного дошкольника в ДДУ дотируется государством из бюджетов разных уровней в местный бюджет.

Кроме того, текущее содержание зданий, в которых размещены детсады, также возложено на государственный бюджет. Между прочим, построить эти здания и оснастить их соответствующим оборудованием на приличном уровне – тоже входит в обязанности государства. Кстати, строительство детского садика на 100 мест обходится государству около100 миллионов рублей, то есть, создание одного места в ДДУ «тянет» на миллион бюджетных «рубликов».

Деньги, прямо скажем, немалые. Как государство собирается решить эту проблему в условиях грянувшего бэби-бума и, соответственно, гигантских очередей в ДДУ?

Возможно, правильней и логичней в сложившихся условиях было бы открыть дверь в дошкольное образование частным инвестициям.


3. Право выбора

На мой взгляд, дотировать содержание ребенка в ДДУ государство должно родителям, а не тем, кто содержит детсады. Получив такую дотацию в дополнение к семейному бюджету, родитель сможет отдать своего ребенка в частный садик, имеющий лицензию на образовательную деятельность. Думаю, правильней было бы выплачивать дотацию только тем родителям, которые водят детей в частные садики, где содержание обходится значительно дороже, чем в муниципальных.

То есть, у родителя появится право выбора. Либо он отдает любимое чадо в муниципальный садик,  при этом не получая дотацию, либо ведет своего малыша в частный садик, при этом имея право на дотацию.

Мне кажется, главным условием выплаты дотации должно являться посещение не «подпольных», расположенных в съемных квартирах садиков, куда ребятишек отдают, чтобы за ними просто присматривали, а именно лицензированных, соответствующих всем ГОСТам ДДУ. Лицензированный детский сад – это гарантированное дошкольное образование.

Таким образом,
 а). решается проблема с очередями в детсады;
 б). государство сможет сэкономить на строительстве 
      детских садов.
 
Главная задача государства – снять социальную напряженность (проблему очередей) и обеспечить всем детям получение дошкольного образования.

Если государство будет доплачивать за содержание ребенка в ДДУ, частник начнет вкладывать свои собственные средства в строительство садиков, чтобы зарабатывать на этом в перспективе. Это такой же бизнес, как и любой другой. Для развития сети ДДУ необходима их коммерциализация.


4. Ребенок в сентябре

Сегодня у нас в стране отношение к детям крайне избирательное, как, впрочем, и к взрослым тоже. Например, детишек из многодетных семей в детский сад принимают без очереди. На детей государственных служащих, предположим, полицейских, или матерей-одиночек также распространяется эта привилегия. А если семья не многодетная? И родители не относятся к категории госслужащих, при этом  еле-еле сводя концы с концами, то значит, их дети не имеют права на дошкольное образование? Формально-то они его имеют, но только в конце очереди, которая до них дойдет в лучшем случае к школе. То есть, налицо нарушение принципа социальной справедливости.

Принцип этот нарушается и по дате рождения ребенка. Возраст малыша для поступления в детский сад считается на 1 сентября текущего года. Те, кому посчастливилось родиться сразу после 1-го сентября – первые в очереди, а родившиеся в последних числах августа – последние. Не вовремя родился – извини, приятель, пролетаешь, как фанера над Парижем. Посоветовал бы молодым семьям так подгадывать со сроком зачатия, чтобы ребенок как раз народился к началу сентября. Прямо как царь Салтан завещал своей царице: «И к началу сентября родила Богатыря …»

Кстати, многодетным и малообеспеченным семьям, вместо внеочередного поступления в ДДУ, можно было бы увеличить дотацию на садик. К примеру, если средняя дотация 5 тыс. руб., то для вышеназванных семей она могла бы составлять 7 тыс. руб. 
Похожий принцип исповедует государство и при предоставлении внеочередного места госслужащим (в нашем случае полицейским). И в этом случае соц. пакет необходимо увеличить, предоставив им бОльшую компенсацию.


5. Добровольное спонсорство

И еще хотелось бы поговорить о теме добровольного спонсорства в детских садах. Особенно это касается муниципальных садиков, где денег зачастую не хватает на самое элементарное: фломастеры, карандаши, бумагу, игрушки. И бедная заведующая садиком вынуждена, что называется, «пускать шапку по кругу»: кто из родителей сколько даст? Аргумент часто используется такой: «Дайте денег, и ваш ребенок на утреннике будет читать не один стишок, а целых три».

Попрошайничество всегда унизительно и ставит в неловкое положение и просителя, и просящего, то есть, и заведующую, и родителя. 
Коммерческий детский сад заранее исключает тему добровольного спонсорства.

Возможно, я высказал в этой статье спорные мысли. Тема, затронутая мною, актуальна и сегодня волнует многих, поэтому приглашаю к разговору.




Материалы по теме: