Лошади Первоуральска

Лошади Первоуральска
25.08.2015
Источник: cmolot.com, Анатолий Гусев

Ещё каких то 50 лет назад лошади были не только роскошью, но и средством передвижения. 
Как уже писалось выше в животноводстве района до его разделения на Первоуральский и Билимбаевский насчитывалось более трех тысяч лошадей. 
Лошади были не только в колхозах и в частном пользовании, но и, не в меньшей степени, на госпредприятиях и в промартелях.


Лошади в личном пользовании облагались двойным налогом. 
Один налог был государственный. Платился раз в году и представлял собой довольно крупную по тем временам сумму – 400 рублей. Это если лошадь одна. За каждую следующую лошадь свыше одной единоличник должен был платить 700 рублей в год.

Этот налог платили не только единоличники – крестьяне, но и горожане, занимающиеся частным извозом.

Кроме государственного налога на лошадей единоличных хозяйств существовал еще местный транспортный налог.Причем транспортный налог в ту пору касался, главным образом, лошадей.
Легковых машин в городе было мало. Например, в 1941 году на Новотрубном заводе было 8 автомашин, на динасовом – одна, на Хромпике – одна, на Старотрубном – одна, в горкоме ВКПб – одна…
Всего автопарк предприятий города насчитывал 14 легковушек. Уплата транспортного налога производилась один раз в год с 15 февраля.

Ставки транспортного налога в Первоуральске, руб
Выездные лошади – 120
Рабочие лошади – 18
Самодвижущиеся экипажи и моторные суда, предназначенные для перевозки пассажиров, с каждой силы – 18
Грузовозы и мотоциклы, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов - 10 (с каждой силы)
Мотоциклы для личного пользования – 7,50 ( с каждой силы)
Велосипеды – 6
Лошади и другие животные, используемые для извоза:
- для кооперированного населения – 54
- для не кооперированного населения – 80
Лодки и ялики - 9
Паромы, яхты, грузовые лодки - 54

От налога было освобождено огромное количество первоуральцев. В частности освобождены от налога семьи военнослужащих. Поэтому с началом Великой Отечественной войны от транспортного налога оказались освобождены почти все первоуральские семьи...

Учитывая важное значение лошадей в городской и колхозных хозяйствах, все вопросы, связанные с коневодством считались первостепенными.
В том числе и вопросы, связанные с разведением лошадей. 
Разведению лошадей в городе придавали настолько большое значение, что его ежегодно обсуждали на городском совете. Так согласно «Плану случной компании на 1940 год» в Первоуральске насчитывалось лишь пять хороших жеребцов производителей. И за ними, естественно стояла очередь. Жеребца по кличке Ухарь держала пожарная охрана СТЗ, жеребец Первенец обитал на НТЗ, конь Резвый жил в колхозе «Правда», в перворальском торге держали Орла, а в первоуральском совхозе жеребца по кличке Интер.

Работу этой пятерке лучших депутаты расписывали по дням: где, в каком хозяйстве и сколько…
Но на всех этой пятерки не хватало, поэтому подключали и менее породистых жеребцов. Иногда производителей возили даже из Свердловска. Так кобыл колхоза «Новая Жизнь» «утюжил» жеребец Утюг. Колхоз им. Сталина «покрывал» конь Ретивый, в колхозе им. Чкалова трудился Черномор, а в колхозе «Октябрь» усердствовали двое Орел и Дукет. Интересно, что Первоуральский совхоз, который имел своего племенного жеребца Интера, прибегал к услугам жеребца с замысловатой кличкой Брабансон (есть такая порода лошадей); на Новотрубном, где имелся Первенец, трудился конь Бабай…

Первоуральские депутаты даже выработали критерии по которым можно было оценивать качества труда жеребца. Хозяевам жеребца полагалось с колхозов 10 рублей, с остальных – 15 рублей.
Но деньги эти полагались только «за покрытую и доведенную до отбоя конематку». 

С началом Великой Отечественной войны значительную часть лучших лошадей мобилизовали в Красную Армию.
Надо сказать, что в СССР накануне войны существовал фонд «Лошадь Красной армии». Согласно инструкции фонд формировался из лучших лошадей колхозов, артелей, государственных предприятий. Лошади, которые в случае войны подлежали мобилизацию в первую очередь, определялись в фонд «Лошадь Красной армии».

По роду своей службы в РККА лошади подразделяются на: а) верховых, б) артиллерийских, в) вьючных и г) обозных.
Особо мощные лошади отбирались для артиллерийских лошадей. Как указывала инструкция: «В запряжку легкой артиллерии требуется лошадь от 151 см и выше, достаточно массивная, со свободными движениями на всех аллюрах, обхват пясти не менее 19 см; в запряжку тяжелой артиллерии - от 154 см и выше, массивная и рослая, способная двигаться свободной рысью; обхват пясти не менее 21 см».

Поначалу и мобилизовали самых лучших, но война затянулась, потери в лошадях были очень большими и потом начали мобилизовать не самых лучших, а потом и уже вовсе средненьких…

Сейчас молодые люди, глядя фильмы и читая книги о Великой Отечественной войне, не всегда понимают происходящее на экране, когда им демонстрируют суровый быт военного времени. Вот семья на Урале: мать с детьми. В деревянной избе не топлено, и сама женщина и дети в фуфайках, замотаны платками и шалями…
На Урале дровяного леса даже сейчас предостаточно. Почему мерзли-то?

Ответ простой: обычно не на чем было привезти дрова из леса. На городском совете бушевали не шуточные баталии всего из-за того, чтобы выделить лошадь какой-нибудь школе всего на один день для заготовки дров. В школах тоже мерзли.

Особенно тяжело было колхозникам. Потому что многие из тех работ, которые выполнялись на лошадях, в годы войны пришлось выполнять вручную. А у в условиях, когда в колхозах остались преимущественно старики, женщины и подростки - это было вдвойне и втройне тяжело.

Ну и рассказ о лошадях Первоуральска в годы Великой Отечественной войны будет не полным, если не упомянуть еще раз гужтранспортную артель. До войны это был успешный и доходный промкооператив занимавшийся гужевыми перевозками.

Кроме гужевых перевозок Гужтранспортная артель занималась производством телег, саней, хомутов, тележных колес, упряжи … План постоянно перевыполнялся. В 1940-м году средняя заработная плата в Гужтранспортной артели составляла 4 тыс. рублей в год или примерно 333 руб. 33 коп. в месяц. Это была самая высокая средняя зарплата по промартелям Первоуральска. Средняя зарплата по всем промартелям города тогда составляла 2700 рублей в год (225 руб/мес). 

Гужтранспортная артель до войны работала по найму горздрава, горторга, гороно и других организаций и частных лиц. 
В годы войны из-за дефицита лошадей работа Гужтранспортной артели строго планировалась. Занятость каждой лошади расписывалась на уровне руководства города.

Лошади сыграли огромную роль в городском хозяйстве в годы Великой Отечественной войны, в бытовой жизни горожан





Материалы по теме: