«АХИЛЛ И ЧЕРЕПАХА» или Как нам обустроить наши дворы?

«АХИЛЛ И ЧЕРЕПАХА» или Как нам обустроить наши дворы?
8f72ff6103587c8d4f159a8d08d89b76.jpg
07.07.2011
Источник: Первоуральск.РФ, Константин Дрыгин
В Свердловской области по инициативе губернатора Мишарина разработана областная целевая программа «Тысяча дворов», по которой в регионе будет благоустроено 1 тысяча 669 территорий.

У тех счастливчиков, кому повезло попасть в программу, появятся во дворах цивилизованные парковочные «карманы» для автотранспорта, нарядные клумбы с маргаритками. Появятся также площадки для самых маленьких жителей двора и баскетбольные площадки для взрослых.

В 2011 году в реализации программы примут участие 29 муниципалитетов региона. Общий объем финансирования программы составит 3,9 миллиарда рублей, в том числе, более двух миллиардов рублей – из средств областной казны.

А что делать тем, кому не посчастливилось попасть в программу? Но даже если муниципалитет и включили туда, то культурно обустроить все дворы за счет областной казны все равно не удастся. Здесь надо собственными мозгами шевелить!

Львиную долю первоуральского жилфонда составляют  дома-пионеры крупнопанельного домостроения, «хрущобы» и «брежневки». Эти дома, как и прилагающиеся к ним дворики строили по нормам тех лет, то есть второй половины прошлого века, когда личные автомашины являлись роскошью, неопровержимым свидетельством высокого статуса их владельца и предметом зависти соседей, а не средством передвижения. Для единичных «предметов роскоши на колесах» парковочных «карманов» во дворах не предусматривалось, и новоявленный автовладелец спешил обзавестись гаражом.

Да что дворы! Проводка в квартирах была рассчитана на 1,5 киловатта, то есть, на один телевизор, один холодильник, пылесос и три «лампочки Ильича». Чтобы запустить всю ныне имеющуюся в квартире бытовую технику – и 10-ти киловатт не хватает.

Словом, год от года, день ото дня растет благосостояние российских трудящихся, в десятки-сотни раз опережая развитие муниципальной инфраструктуры. Это все равно что Ахилл соревнуется с черепахой!

Итак, вернемся к нашим дворам, не предусмотренным для парковки личных авто, численность которых растет в геометрической прогрессии.

Согласно статистике, у нас на десять жителей приходится 4 автомобиля (для сравнения: в Европе – на десяток жителей – 6 автомобилей). Но что касается состояния отечественной и среднеевропейской инфраструктуры, то это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

Если сегодня между соседями  происходят отдельные стычки за лучшее «стойло» во дворе для своего «железного коня», то завтра они грозят  вылиться в настоящие «соседские войны» с перестрелками и поножовщиной. Кстати, факты с пальбой уже и сегодня имеют место быть. Жильцы, не имеющие личного транспорта, тоже начинают проявлять недовольство: «Почему мы должны протискиваться в свой подъезд между ваших гребаных машин? Устроили, понимаешь, тут гараж, испортили воздух своими выхлопными газами, сожрали все наше жизненное пространство. Управы на вас нет!».

Чувствуете, как накаляется обстановка? И надо что-то делать, чтобы не допустить «кровопролития» между соседями.

Заставить в принудительном порядке, под угрозой штрафных санкций, оставлять машину на стоянке? Не каждый семейный бюджет, потрепанный содержанием «железного коня»,  выдержит такую нагрузку: один только «овес» сколько стоит да плюс запчасти.

Повально всех обязать покупать гаражи? Тоже не выход. Кому ж охота тащиться в гараж, чтобы обратно добираться общественным транспортом? Грандиозные гаражные комплексы давно превратились в товарищества собственников ям для хранения картошки и переработанной садово-огороднической продукции, выращенной на шести сотках.

Мало того, что за гаражи  сегодня платятся символические налоги, так вокруг них периодически возникают несанкционированные свалки, на разгребание и вывоз которых муниципальный бюджет вынужден тратить немалые средства. А все потому, что спросить не с кого, попробуйте-ка найти председателя гаражного кооператива или садоводческого товарищества! Напрасно только время потратите.

Но сколько бы мы тут не рассуждали, машины все равно покупать будут. А стало быть, их надо где-то парковать.

В Европе, к примеру, с этим все просто: там чуть ли не под каждым домом подземный паркинг имеется, который проектировался при строительстве дома и за который будущий владелец квартиры заранее заплатил. Но не будем же мы рыть подземные паркинги под каждой «хрущевкой» или «брежневкой».

В Екатеринбурге при застройке новых микрорайонов во дворах сразу возводятся многоуровневые парковки с детскими и волейбольными площадками на крыше, обустройство которых производится за счет возводящих паркинг инвесторов.

Но это достаточно дорогой вариант и, возможно, он пока не подходит для Первоуральска. Но можно воспользоваться опытом других, продвинутых в этом направлении, городов Свердловской области, например, города Березовского.

Итак, как же поступают в Березовском? Несколько соседних, симметрично расположенных дворов объединяют в один большой дворовый комплекс. За исключением 15-метровой придомовой территории (на которой расположены палисадники с клумбами, установлены скамейки для пенсионеров, столы для доминошников и т.д.), все остальное пространство двора закатывается в одну большую автостоянку. Но при этом выбирается самое безопасное, со всех соседних дворов просматриваемое место под комплексную детскую площадку, обустройство которой выполняется на очень качественном уровне: со всех сторон площадка надежно ограждается, устанавливаются физкультурно-спортивные приспособления для малышей разных возрастов, а также всевозможные песочницы-качели-карусели и формы малой архитектуры. 

Предусматривается собственная территория и для дворовых тинейджеров.

Поначалу, конечно, жители, как водится, возмущались такими преобразованиями, но увидев конечный результат – пришли к взаимному согласию с муниципалитетом.

Теперь в старых городских дворах Березовского  в год возводится несколько таких дворовых комплексов за счет средств муниципальной казны.

Но что меня во всем этом смущает? Если владельцы автомашин и сами могут следить за их содержанием, то кто должен следить за содержанием детских площадок?  Если пригляда не будет – они быстро придут в негодность. По логике вещей, комплексные детские площадки обязана обслуживать управляющая компания,  в введении которой находятся эти дома. Но для этого нужно создавать социально ответственные УК! В родном Первоуральске сегодня едва ли таковые сыщутся.

На мой взгляд, администрация муниципалитета должна жестко контролировать, чтобы на коммунальный рынок попадали только социально ответственные УК! Тем более, что новые поправки в Жилищный кодекс от 6 мая 2011 года дают ей такие полномочия.




Материалы по теме: