Школе не хватает молодых специалистов с высшим образованием.

Школе не хватает молодых специалистов с высшим образованием.
249.jpg
24.06.2011

О проблемах, которые испытывают городские школы, первых результатах ЕГЭ, новых образовательных стандартах и организации летнего отдыха учащихся рассказывает начальник управления образования ГО Первоуральск Нина Викторовна Журавлева. 

- Нина Викторовна, какую проблему вы считаете главной для учебных заведений нашего города? 

– Это кадры. Средний возраст специалистов, работающих в сфере образования – 51 год. Через два-три года проблема станет еще острей. Надо учитывать и гендерную составляющую ситуации – мужчин в школьной системе практически нет. Притока молодых специалистов тоже не наблюдается. В среднем ежегодно в город прибывает 10-12 выпускников педагогических учебных заведений. Но в основном они со средним специальным, а не высшим образованием. Не хватает выпускников вузов по специальности русский язык, математика, физика, иностранный язык, особенно английский. Чтобы привлечь молодых специалистов, нужны какие-то гарантии. Раньше для молодых учителей были квартиры в домах гостиничного типа, в общежитиях, сегодня этого нет.

- А целевой набор в педагогические вузы?

- Руководители муниципальных учреждений сейчас тесно работают с институтами и университетами. Директора школ ориентируют перспективных выпускников на получение педагогического образования по целевому направлению с тем, чтобы они возвращались работать в свои школы. Особенно это касается сельских школ. Целевой набор в вузы вновь начали практиковать в последние три года, но наши выпускники пока еще к нам не возвращались.

Следующая проблема – ветхие здания дошкольных и школьных учреждений. Даже те, что построены в 80-е годы, например, Центр детского творчества, для приведения в нормальное состояние требуют больших материальных вложений. Чтобы отремонтировать один только фасад нужно около 30 миллионов рублей. Нового строительства пока не ведется. Нет свободных площадок в центре города. Город с трудом находит площадки для строительства детских садов. 

- Есть ли какие-то перспективы у недостроенного школьного здания в Ново-Талице?

- Оно разрушено и практически не подлежит восстановлению. Семь лет назад пытались его реанимировать под школу-интернат, но и тогда это оказалось невозможно. Здание бывшей 17-й школы попросту рассыпается.

- Вернемся к разговору о проблемах…

- Здоровье наших педагогов на таком же невысоком уровне, как и у школьников. На последней августовской конференции было решено, что у нас возобновит работу площадка «Здоровье школьников – здоровье педагогов». Связь между ними очень тесная. В школе важна не только иммунопрофилактика вирусных инфекций, но и психологическое здоровье, обеспечивающее необходимый на уроках микроклимат.

- В связи с этим хотелось бы узнать ваше мнение о том, как организован летний отдых ребят?

- 9 июня 372 ребенка заехали на первую смену в лагерь им. Гагарина. Подготовлен лагерь хорошо. Вложены большие средства в реконструкцию столовой и актового зала. Возникали проблемы при приемке корпусов, но все неполадки были устранены. Всего будет три смены. Цена путевки 10 800 рублей, для родителей она составляет 10-20 процентов. Управление образования предоставляет путевки по заявкам, как предприятий, так и отдельных граждан. 30 детей уехали у нас в Анапу и 24 июня они уже возвращаются. Для санаторного лечения приобретены 210 путевок, которые предоставляются бесплатно, в круглогодичные санатории «Лесная сказка», «Соколиный камень» и «Дюжонок». На летнюю оздоровительную кампанию затрачено 39 миллионов рублей, благодаря чему смогут отдохнуть 88 процентов детей. Хочется поблагодарить собственников многих предприятий, которые за счет прибыли покупают путевки для детей своих работников. Это и «Динур», и «Русский хром-1915», и другие.

22 июня заканчивается первая смена в лагерях дневного пребывания. Сразу же начинается вторая смена. Мы спокойны, потому что у нас нет отдельных поставщиков продуктов, у нас есть договор на организацию питания с ООО «Столовая «Урал», это бывший комбинат школьного питания, который имеет большой опыт. Учебный год плавно перешел в летнюю оздоровительную кампанию. Я надеюсь, что она пройдет без эксцессов. 

- Выпускников школ в этом году очень мало, из них 16 медалистов, какие перспективы по их количеству на будущий год?

- В 2012 году 11-й класс будут заканчивать примерно 850 человек, о претендентах на золотую и серебряную медаль пока говорить рано.

- Что вы скажете о первых итогах ЕГЭ этого года?

- Обязательный экзамен «русский язык» и «математика» сдали достаточно успешно, по русскому две двойки, по математике – 22. 

У нас на сегодняшний день нет ни одного инцидента, чтобы сказать, что результаты единого государственного экзамена могут быть признаны недействительными.

- Ваше мнение о новациях сверху насчет казенных школ и прочее?

- Это 83-й федеральный закон, который вступит в силу с 1 июля 2012 года. У нас уже 12 учреждений сменили форму на бюджетное. Здесь дается возможность школе немного заработать, хотя это достаточно сложно и проблемно. Есть школы и педагоги, востребованные родителями. Но ни одного чисто коммерческого проекта, автономного, у нас не будет. Будут бюджетные и казенные. Все образовательные учреждения в сельской местности и школы, которые сегодня оказывают социально-значимые услуги, например, компенсирующие классы для детей с ослабленным здоровьем, будут функционировать полностью за счет бюджета. 

- Чем обусловлено введение государственного стандарта в начальном звене?

- Новый стандарт необходим, ведь сейчас в школу приходят дети не такие, как 10 лет назад. Они легче адаптируются в стремительно меняющемся мире. Свое влияние на формирование мышления ребенка оказывает информационная среда. Дети приходят в школу, владея компьютерными технологиями, изучают иностранный язык. Многие умеют читать и писать. Значит, и обучение должно быть организовано по-другому. Оно должно быть более лаконичным и мобильным. Сегодня обсуждается уже стандарт третьего поколения.

В нашем городе востребованы школы раннего развития, которые начинают принимать детей почти с грудничкового возраста. Они ползают на скорость, буквы изучают с полутора лет и т.д. Ребенок в своем развитии опережает тот возраст, на который рассчитана школьная программа. 

- Но ребятишки сегодня и рождаются другими… Кто больше приспосабливается, стандарт под детей или дети под учебный стандарт?

- Когда они закончат школу, тогда будет понятно. Но уже в этом году наши четвероклассники впервые участвовали в областном тестировании качества знаний.





Материалы по теме: