Первоуральский Народный дом готовится встретить 25 день рожденияНародный дом в сознании первоуральцев давно и прочно ассоциируется со старинной усадьбой, расположенной на ул. Ленина, 65. Это тот редкий случай, когда дом, который в свое время отстояли общественники, потребовавшие сохранить его как памятник архитектуры XIX века, дал начало уникальной на сегодня организации — Народному дому. 13 сентября Народный дом именно как организация празднует свой 25летний юбилей, ведь зданию, которое их приютило, не то 100, не то 150 лет — точно сказать уже не может никто. Легко ли хранить подлинно народную культуру, и существует ли она еще в Первоуральске — «Городским вестям» рассказывает руководитель Народного дома Сергей Саблин. Дом с большой буквыКогда руководитель Народного дома Сергей Саблин рассказывает об истории усадьбы, в которой они расположились, невольно ощущаешь, что слово «Дом» он произносит с большой буквы. — Точной даты постройки дома нет. Историки расходятся во мнении, — рассказывает Сергей Васильевич. — Кто-то считает, что дом построен в начале XX века. Реставраторы, которые помогали в реконструкции дома, называли примерным временем постройки первую половину века XIX. Единственное достоверное историческое свидетельство, которое позволяет судить о возрасте дома — монета, которая была заложена в кладку печи. Мы нашли ее, когда перекладывали печь, на ней дата — 1871 год. Жилым этот дом оставался до 80-х годов прошлого века, затем его расселили — городские власти кому-то дали квартиры, с кем-то рассчитались деньгами. В 80-х годах старую застройку на ул. Ленина готовили к сносу. — Это было самое начало перестройки и тогда нам, горячим головам, пришла идея: давайте оставим этот дом как памятник архитектуры, — продолжает Сергей Саблин, — Дом интересный — и по возрасту, и по постройке. Родилось целое движение за сохранение дома, развернулось обсуждение в газетах, собралась комиссия архитекторов из Екатеринбурга и Первоуральска, куда вошли и представители органов власти. Комиссия обследовала дом и пришла к выводу, что он соответствует требованиям, которые предъявляются к памятникам архитектуры. После этого были поданы соответствующие документы, и в начале лета 1987 года дому был присвоен статус памятника архитектуры. С тех пор он носит гордое звание «Городская усадьба XIX века». Пень на дороге или стоянка для свадебных кортежей?Этим обидным прозвищем — «пень на дороге» — наградила ставшую уже к тому времени памятником архитектуры усадьбу газета «Уральский трубник». В 1988 году вышла статья с одноименным названием, в которой автор высказывал позицию: снести, не украшает и вообще никакой не памятник, а дом, каких в Первоуральске было много. Тем более, как утверждали злые языки, дом мешал прокладке новой улицы Ленина — якобы, из-за «пня» появился резкий поворот вниз к остановке «Водная». В городе разгорелась целая дискуссия по этому поводу. — Первоуральцы массово несли письма в редакции газет в защиту усадьбы. В итоге была собрана еще одна комиссия, которая приняла решение оставить памятник в покое. А прозвище прицепилось, нетнет — ктонибудь и вспомнит. Сначала задевало. Потом привыкли. Есть такая пословица: «Хоть горшком зови, только в печку не ставь». Что касается дороги, то на самом деле она прошла как положено. А по старому генплану территория усадьбы вообще должна была стать… стоянкой для свадебных кортежей. Недалеко от этого дома планировалось возвести Дворец бракосочетаний и участок, на котором стоит дом, отводился под парковку. Дворец возводить не стали, генплан давно уже изменился, а дом, по традиции, вновь устоял. А не перенести ли в парк?На протяжении многих лет старинная усадьба не дает покоя многим. Точнее — привлекательный кусок земли, на котором она расположилась. Тем более, что на протяжении многих лет усадьба фактически ничья. Единственными документами, подтверждающими факт ее существования, являются выписки из домовой книги, в которой владельцами числятся прежние хозяева — семьи Машаровых и Симаковых. Сохранились и финансовые документы, подтверждающие, что городские власти с прежними жильцами рассчитались, выкупив доли. Помимо предложений из серии «снести и забыть» поступали и другие: выбрать иной земельный участок и аккуратненько перенести туда усадьбу. — Одно из последних таких предложений озвучил заместитель главы по социальной сфере Александр Слабука, — вспоминает Сергей Саблин, — Он предложил переместить памятник архитектуры в парк. Такие предложения поступали и раньше. К сожалению, авторы этих идей не понимают, что усадьба — это не только дом. Памятник архитектуры рассматривается в комплексе, вместе с ландшафтом. Горку ведь нашу вместе с памятником не перенесешь! Кроме того, сейчас уже вряд ли найдутся специалисты, которые могут аккуратно разобрать и собрать дом на новом месте. Подобная попытка может привести только к уничтожению памятника. Клуб восьмого микрорайонаПосле того, как дом № 65 по ул. Ленина официально был признан памятником архитектуры, общественникам, которые дали ему вторую жизнь, предложили там обосноваться и продолжить работу по сохранению исторических ценностей Первоуральска. — Поначалу мы назывались клубом восьмого микрорайона, потом стали Народным домом, — рассказывает Сергей Саблин. — Предполагалось, что по Свердловской области откроется целая сеть Народных домов, где люди будут изучать традиционную культуру и заниматься ее сохранением и возрождением. Увы, движение по открытию Народных домов не приобрело широкий размах и сейчас Народный дом в области один — в Первоуральске. Вообще фольклорному движению в Свердловской области в последнее время со стороны властей большого внимания не уделяется, все, что было создано в 90-е годы, позакрывали. Мы, наверное, единственные, кто остался с тех времен, держимся, наверное, потому, что у нас такая боевая команда. Если нас пытаются закрыть, мы начинаем шуметь. Вечорки, «Воля», фестивальРабота Народного дома ведется в разных направлениях, членов объединения интересует весь комплекс русской народной культуры: и музыкальное, и устное творчество, и народный костюм, кухня, быт — все это обозначается емким понятием «традиционная народная культура». — В течение многих лет она мало изменялась, и лишь XX век принес радикальные перемены, — рассуждает Сергей Саблин. — Традиционная русская культура всегда была деревенской, держалась и жила на селе. Сейчас по России остались лишь ее небольшие островки и в целом нельзя сказать, что она существует, жива и здорова. Быт совершенно изменился. В Первоуральске практически ничего не осталось от традиций. На первых порах мы походили по Шайтанке, порасспрашивали… Песенного материала никакого не осталось, разве что частушки и так называемые «песни позднего периода». А начинали в Народном доме с вечорок — Первоуральск в этом отношении стал первопроходцем: лишь спустя многие годы возрождать их начали в крупных культурных центрах — Москве и Петербурге. — Мы даже отсчет существования Народного дома ведем с первой проведенной нами вечорки — 13 сентября 1988 года, — улыбается Сергей Васильевич. — Долгое время мы были одинокими на этом поле. Вечорки мы стараемся делать живыми. Что тут главное? Не стараться гонять молодежь: а давайте-ка вы делайте то-то и то-то. Есть у них желание поплясать — попляшут, нет желания — посидят, нас послушают, либо еще что-то. Каждый раз вечорка живая, и она проходит поразному. Можем петь, можем представить фрагменты рождественских, масленичных, свадебных обрядов. Есть у нас и народный театр, в том числе и кукольный — Петрушка. Не далее как в минувшую субботу у нас проходила свадьба одной из постоянных посетительниц наших вечорок, студий, мы для них организовали представление и разыграли народную драму «Пахомушка». Она такого свадебного характера, импровизационная. Народная драма вообще строится на импровизации: есть основной сюжет, а остальное — можно говорить отсебятину. Проходили вечорки, шло становление, нарабатывался опыт, репертуар Народного дома. Параллельно велись экспедиции, собирались экспонаты, которые во всем многообразии представляли народный быт. — Когда сносили старую, деревянную часть города, мы тогда организовывали своеобразные бригады, которые ходили по домам и спрашивали: «А что у вас есть старинного? Все равно будете переезжать в новые квартиры, отдайте, что не жалко», — вспоминает Сергей Саблин, — Был у нас тогда проект музея быта и фольклора, удалось собрать немалую коллекцию: мебель, сундуки, утварь. Все это мы используем, когда к нам школьники приходят — выставляем, чтобы дети посмотрели, организуем экскурсии, рассказываем. В 1996 году появился ансамбль «Воля» — его возникновение и развитие стало очередным этапом жизни Народного дома. В 2005 году был записан диск ансамбля в Санкт-Петербурге, появилась известность и признание публики, в 2006 году у «Воли» даже состоялся сольный концерт в Санкт-Петербурге. — Первое время, когда у нас была студия, мы ездили на фестивали, просто глазели, появилась «Воля» — мы появились на сцене, — с гордостью говорит Сергей Саблин, — А с 2005 года «Волю» готовы были приглашать на любой фестиваль и в те времена, при поддержке города, выезжали на крупные фестивали раз пять-шесть в год. А сейчас ездим нечасто, своих денег зарабатываем выступлениями немного, спонсоров особо нет. Уже весной 2006 года провели первый фестиваль «Сторона моя, сторонушка» — с 7 по 9 мая. В первый раз, без опыта, было очень тяжело, набегались, устали, но все были довольны. С тех пор фестиваль проводится ежегодно, и Народный дом всегда принимает участие в его организации. Еще одно мероприятие, которое без нас не обходится — празднование Масленицы в парке. В нынешнем году Народный дом получил областной грант на приобретение инструментов. Но, оказывается, купить новую гармошку сейчас в России не так просто. Старые — пожалуйста, они на руках есть, приобретают их в Народном доме через объявления в газетах, кто-то и вовсе передает инструменты хранителям народных традиций бесплатно. А новые выпускает только один завод в Туле. — Только он и остался, раньше гармошки производили в Кирове, в Шуе, Нижегородский завод их выпускал, — делится заботой Сергей Саблин. — Так что на тульском заводе на гармошки очередь стоит на полгода. Цены разные. Простые гармошки можно приобрести тысяч за 15, а есть и те, которые стоят сто тысяч и более. Но у нас пока резерв гармошек есть.
Материалы по теме: |
|