Что грозит УК за самовольное повышение тарифов?

Что грозит УК за самовольное повышение тарифов?
19.08.2013

Жалобы первоуральцев на управляющие компании не утихают. Часто камнем преткновения становятся недобросовестные управляющие компании, утаивающие свои доходы, не следящие за домами и дворами, некорректно ведущие документацию.

По мнению жителей, все эти действия-бездействия УК позволяют им оставаться в финансовом плюсе. Одним из самых простых способов отъема денег у жильцов является повышение услуги "содержание и ремонт жилфонда"…

Беспрецедентный случай

В Администрацию городского округа Первоуральск поступила копия коллективного УВЕДОМЛЕНИЯ, адресованного управляющими компаниями председателю Первоуральской городской Думы Николаю Козлову. Семь УК - ООО "ГУК", ООО "Магнитка", ООО "Наш город", ООО "СМУ Плюс", ООО "Даниловское", ООО "Дом Плюс" и ООО "ПРП" решили в одностороннем порядке увеличить тарифы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов. Об этом они официально уведомили Думу, а копию уведомления направили Главе города. Данные управляющие компании инициировали повышение платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с 1 августа более чем в 2 раза (!). Размер тарифа от 20 до 25 рублей в зависимости от дома. Подсчитать, насколько "пострадают" жители от такого повышения, как вы понимаете, несложно. Достаточно заглянуть в графу квитанции "содержание жилого фонда и капитальный ремонт" и провести простое арифметическое действие.

А вот практически заключительный аккорд данного уведомления: "Решение данного вопроса (то есть повышение тарифов?) позволит в течение максимально короткого времени решить проблему вывоза мусора в г. Первоуральске, обеспечит качественное вхождение в новый отопительный сезон. В ближайшей перспективе будет решена проблема аварийного состояния большей части жилищного фонда". То есть благодаря такому повышению тарифов проблемы жителей, которые копились не один год, а десятки лет, будут решены в одночасье?

«Что вы имеете нам предложить»?

О том, что жители должны платить управляющим компаниям, и как можно больше, мы все уже давно поняли. Давайте теперь посмотрим, что могут и должны предложить жителям управляющие компании.

Если говорить о содержании жилфонда, то основные статьи затрат таковы: содержание придомовых территорий и внутриподъездных площадей, обслуживание ВДГО, вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, содержание лифтового оборудования и диспетчерских пунктов, чистка вентканалов и дымоходов, дератизация и дезинфекция, аварийно-восстановительные работы и многое другое. Это основные работы, которые должны выполняться управляющей компанией в обязательном порядке.

Управляющая компания обязана ежегодно предоставлять собственникам помещений в многоквартирных домах отчет о проделанной работе. По закону отчет должен предоставляться собственникам в первом квартале текущего года, если иное не предусмотрено в договоре управления. Варианты информирования могут быть самыми разными - размещение отчета на информационных стендах, в подъездах и других местах общего пользования. Кроме того, все отчеты должны размещаться на сайте, и каждый, имеющий доступ в Интернет, в любой момент может ознакомиться с поступлением и расходованием средств на "содержание и ремонт жилфонда" по своему дому.

Честные способы отъема денег у жильцов

Тариф на содержание жилищного фонда и текущий ремонт помещений (так называемая первая строка квитанции) - единственный тариф, на который могут повлиять жильцы. По Жилищному кодексу плату за содержание своего имущества жильцы многоквартирных домов должны устанавливать сами на общих собраниях. Кстати, знают об этом далеко не все. Возможно, по этой причине некоторые управляющие компании в нарушение закона пытаются повысить этот тариф самостоятельно, не посоветовавшись с жильцами и не обосновав причины повышения.

При этом нет разницы, обслуживает ли дом управляющая организация, или в доме создано ТСЖ. В случае, если собственники не установили размер платы на общем собрании, то согласно статье 158 часть 4 Жилищного кодекса РФ размер платы устанавливается органами местного самоуправления. Такая практика действует повсеместно по всей стране и области. Но, видимо, не в Первоуральске, о чем свидетельствует не просьба, не экономическое обоснование тарифов, а уведомление за подписью семи управляющих компаний.

Тарифы и ОДН жителям по плечу?

Размер платы за содержание и ремонт жилфонда не изменялся в Первоуральске с 2010 года. Понятно, что за это время инфляция затронула все сферы производства - наблюдался рост стоимости материалов, ГСМ, увеличение заработной платы и т. д. А до 2010 года инфляции не было? И даже при таком раскладе ни одна управляющая компания не ушла с рынка ЖКХ?

Управляющие компании пишут в своем уведомлении: "Решением Первоуральской Думы № 192 от 25.03.2010 были утверждены тарифы, срок действия которых был определен с 1 мая 2010 года по 31 декабря 2011. Иных решений орган местного самоуправления в последующие периоды не принимал".

Иного мнения Администрация города. Администрация неоднократно предлагала депутатам оставить тарифы на содержание жилфонда на уровне 2010 года (т. е. не повышать их). В том числе и в прошлом году. Это было логично, так как ввод платежей за общедомовые нужды (ОДН) и предстоящее повышение платежей за тепло и горячую воду во второй половине года легли бы непосильной нагрузкой на жителей. Зимой 2013 года, а потом весной Администрация города вновь инициирует этот вопрос по тем же причинам. Вопрос вновь повисает в воздухе. Очередное рассмотрение проекта Администрации о тарифах запланировано на август 2013 года.

Дома как бизнес?

Обслуживание домов - это бизнес, причем для некоторых УК постоянный. Зачастую вместо 10 процентов от сборов за жилищные услуги УК хотят иметь в прибыли 70, а лучше все 100 процентов! В итоге недобросовестные компании проблемы не решают, а занимаются коммерцией: подъезды не ремонтируются, благоустройства во дворах нет, отсутствуют капремонты. И при этом они хотят обладать исключительным правом определять цены на содержание жилфонда?

У жителей многоквартирных домов, то есть собственников, тоже есть права. В случае, если решение о повышении платы не принималось жителями или органами местного самоуправления, а управляющая компания необоснованно завысила платежи, граждане имеют право платить по прежним ценам, которые были официально утверждены до этого. Граждане также имеют право с заявлением на неправомерные действия управляющей компании обратиться в органы прокуратуры и антимонопольное управление Свердловской области.

И у Администрации городского округа тоже есть права и зона ответственности перед жителями, о чем открыто говорится в ответном письме директорам управляющих компаний:

"В ответ на уведомление "Об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого фонда ГО Первоуральск" о применении с 01.08.2013 новых тарифов Администрация ГО Первоуральск предостерегает вас (директоров УК - авт.) о недопустимости грубейшего нарушения действующего законодательства. Начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения по ставкам, указанным в уведомлении, приведет к незаконному обороту средств с населения, в связи с чем Администрация ГО Первоуральск обратится в правоохранительные органы для привлечения руководителя УК к уголовной ответственности".





Материалы по теме: